Деревянный русский модерн: Дом купца Рыбкина в Кимрах

Деревянный русский модерн: Дом купца Рыбкина в Кимрах




Башенка безукоризненно нарисована мастером. Небольшая, она решена в крупных формах. В нижней части фасада едва угадывается намёк на ордер, средний этаж напоминает гигантский антаблемент. Необычный «архитрав» прорезан оконными проёмами и увенчивается карнизом при полном отсутствии фриза. Пропорции «ордера» сильно изменены. Налицо творческая переработка ордерной системы.

Деревянный русский модерн: Дом купца Рыбкина в Кимрах

Трёхчастная композиция динамически нарастает кверху и завершается звучным аккордом шатра. «Детские» пропорции — крупный масштаб завершения по отношению к нижней части — придают постройке убедительность и в то же время мягкость. Зодчие выработали этот великолепный приём, придающий монументальность небольшим зданиям, которые в основном и строились тогда в провинции». Яркий пример одной из стилевых особенностей модерна — композиция главного фасада дома. Два симметричных объёма сопоставлены вплотную и образуют целостную композицию лишь благодаря асимметричному элементу проёму входа и ступеням лестницы. Сочетание противоположных приёмов — симметрии и асимметрии — придаёт постройке строгость и мягкость одновременно, создаёт напряжение в композиции, вносит динамику, делает постройку современной.

Минимум цветов — закон монументального искусства — соблюдён здесь и работает в полную силу. Сочетание двух сущностей — тёмного от времени дерева и красной охры — создаёт удивительную, спокойную и мощную композицию. Железный сурик выглядит драгоценностью на фоне тёмных брёвен стены, ярким и почти красным рядом с глухим коричневым деревом. По сути, это два родственных цвета. Тёмно-коричневый символизирует сдерживаемую энергию, а железный сурик энергию, вырвавшуюся наружу (классификация цветов по В.В. Кандинскому). Таким образом, в цветовом отношении композиция тоже очень цельная и выразительная. Светлые детали ярко выделяются на фоне стены. Затейливая теремная кровля с арочными слуховыми окнами и остроконечными наличниками объединена по цвету, смотрится лёгкой и светлой по сравнению с остальной частью здания.

Планировка дома абсолютно рациональна и удобна. Вход расположен с узкого западного дворового фасада. Сначала попадаем в неотапливаемые сени, справа вход на кухню, связанную со столовой, слева — крыльцо, ведущее в сад, прямо — распределительный холл жилой зоны. Две уютные спальни выходят окнами в сад. Одна из них пространственно связана с нижним помещением башенки, тем самым, с большим овальным окном. На ось парадного окна нанизаны два помещения: квадратное и неглубокое продолговатое. Таким образом, оно может работать как на большую глубину (почти 6 м), так и создавать фантастический интерьер в переднем помещении (при закрытом дверном проёме). Последнее похоже на рабочий кабинет, и это настоящий «кабинет-фонарик». Вспоминается работа А.Воронихина в Павловском дворце. Не-обычные пропорции помещения: малая глубина (2 м) при большой высоте (3,5 м) и огромный проём возвышают достоинство человека, приподнимают его над бытом. Светлые, возвышенные мысли приходили к человеку, работающему в таком кабинете. И кабинет, и гостиная ориентированы на восток, на Волгу.

Название: Дом купца Рыбкина
Расположение: Кимры, Тверская область, Россия
Архитектура:
Строительство: 1912
Источник: Ю. Герасимов, И. Расстегняев «Композиционные особенности и культура применения строительных материалов в провинциальном модерне России»
Фото: kelohouse.ru

Все фотографии дома:

4.6 9 votes
Рейтинг статьи




Subscribe
Уведомить
guest

1 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Сергей
Сергей
3 лет назад

Очень хорошо написано