Импровизация в рамках палладианства





Дом в посёлке Гринфилд (House in Greenfield) в России от АСБ Карлсон & К.

Представляем проект «английского дома» – дворца, построенного Олегом Карлсоном для заказчика в Подмосковье. Его фасады, тщательно стилизующие образ британского загородного дворца, скрывают за собой сложное и эффектно интригующее многоярусное пространство.

Центральная часть дома – крупный двухэтажный объем, увенчанный четырехскатной кровлей с высокими скатами. Перед двумя главными фасадами, обращенными к улице и к лесу, выступает двухъярусный портик-лоджия, вынесенный глубоко вперед и поэтому очень просторный; летом он станет полной свежего воздуха затененной террасой, а зимой укроет и от снега тоже. От торцов главного дома ответвляются крылья – переходы, ведущие к двум домикам-«флигелям», тоже двухэтажным, но высотой поменьше и несколько более камерной архитектуры: в них меньше стен и больше окон, нет портиков, но зато появляются полукруглые экседры – формы, способные придать пространству внутри и фасадам снаружи легкость классицизированной элегантности.

При первом взгляде на главный фасад дома с флигелями и переходами ансамбль кажется симметричным. Но это не так. Один из двух флигелей вытянут поперечно главной продольной оси, и неспроста: в нем помещен бассейн, необходимый атрибут любого подмосковного дворца. Это «дом для воды», по современному спа, а человек, интересующийся античностью (что в такой классической обстановке было бы логично) назвал бы его миниатюрным вариантом римских терм, тем более что здесь предусмотрено два бассейна: круглый теплый, под куполом и окруженный восемью колоннами – прямо-таки настоящий античный кальдарий, и длинный прямоугольный с холодный водой, бассейн для плавания. Над круглым бассейном и в торце длинного возвышаются больше ниши (те самые упомянутые раньше экседры), которые придают пространству классическое благородство и лоск, превращая его из банального «спа» или «бани» в миниатюрное подобие терм. Эффекту способствует скульптура, которую планируется поставить в одной из ниш.

Таких классических «экскурсов» в доме несколько; из них особенно примечательна подземная ротонда в цокольном этаже. Она окружена арочной колоннадой, а пол первого этажа над ней прорезан большим круглым отверстием, окруженным балюстрадой. Входя через парадный портик, гость обнаруживает это отверстие справа, и, облокотившись на балюстраду, может заглянуть в полуподземный мир, обнаружить там арки, колонны и статую – эффект, сравнимый с обнаружением крипты в соборе или древнего подвала, раскопанного и законсервированного археологами в музее. Это театральный прием, призванный сделать пространство парадной части дворца интересным и увлекательным.

Выше, прямо над отверстием «ротонды», в потолке первого (или же, если посмотреть сверху, в полу второго) этажа имеется еще одно, точно такое же круглое отверстие с балюстрадой. Через него тоже можно посмотреть вниз, увидев подземные колонны в перспективе уже двух оккулюсов, – это должно быть еще более занимательно. Рядом в полу второго этажа, прямо посередине зала расположен еще один «колодец» – окно вниз. И наконец, выше, в потолке второго этажа, также имеется проем, на этот раз большой и протяженный, в форме сглаженной восьмерки – собственно, самый верхний ярус здесь превращен в балкон, обходящий по периметру главные залы. Еще выше – стеклянный потолок, который превращает все это пространство в разновидность атриума, застекленного двора.

Таким образом между четырьмя ярусами парадной части дома возникают многократные вертикальные связи. Пространство буквально «прошито» воздушными колодцами – на этом основана вся интрига. Гости (и хозяева) могут не только бродить взад-вперед, но и заглядывать вверх и вниз, встречаясь там с другими взглядами. Вспоминается живопись барокко, маньеризма, но прежде всего, конечно же, окулюс, нарисованный Андреа Мантеньей в камере Дельи Спози. Там на потолке изображено круглое отверстие, над ним облака, а за ограждение вниз заглядывают любопытные лица. В подмосковном дворце эта сценка не нарисована, а подразумевается, разыгрывается архитектурными средствами.

Но главное впечатление производит лестница, ведущая с первого этажа на второй. Вниз спускается один центральный марш, наверх поднимается два. Это настоящая парадная лестница, по такой в современном кино про английскую аристократию спускаются красавицы-Золушки и королевы.

Упоминание об англичанах не случайно: дом выстроен в английском стиле. За последние 10 лет Англия как-то незаметно превратилась в эталон хорошей жизни, поэтому неудивительно, что стилизации ее архитектуры становятся все более популярны среди российских заказчиков. Однако сделать узнаваемый англоманский дом не так уж и просто. Английская архитектура хотя и узнаваема, но разнообразна. Если взять, к примеру, английское палладианство (самое раннее строгое палладианство в мире, чем гордятся британские историки), то оно, в сущности, очень похоже на более позднее русское палладианство XVIII века. К тому же уже в конце XVIII века у нас были англоманы; ректор МАрхИ Дмитрий Олегович Швидковский об этом целую книгу написал. Проще говоря, если мы возьмем русский усадебный дом с колоннами, то в Англии вполне может отыскаться похожий. Что же отвечает за узнавание?

Читать полностью здесь.

Название: Дом в посёлке Гринфилд (House in Greenfield)
Расположение: Гринфилд, Московская область, Россия
Архитектура: Карлсон О.А., Куликов А.Ю., Кармановский Д.А., Уварова С.В., Лукманов М.Ш., АСБ Карлсон & К
Проектирование: 2007-2009
Текст: Юлия Тарабарина
Источник: Агентство Архитектурных Новостей

3 2 votes
Рейтинг статьи




Subscribe
Уведомить
guest

10 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
SirCubo
11 лет назад

При аналогичных финансовых затратах можно было построить куда более привлекательный,красивый и стильный дом. Строить сейчас подобные дворцы считаю моветон и уныние. Как показатель хорошего вкуса использование взглядов времен античности в современной архитектуре нынче не приемлемо. У Африканских коллег из SAOTA получается намного лучше. Можно конечно было бы сказать «хозяин барин» — но как то грустно что ли.(

9 лет назад
Reply to  SirCubo

Вы стесняетесь писать глупость под собственным именем? Обычно такие тексты пишут люди, которые ничего не построили или руки растут из жопы.

Илья
Илья
9 лет назад

Ну вы вот не стесняетесь — честь вам и хвала. А вообще, странно и некрасиво выглядит со стороны архитектора (если это ваше настоящее имя) так мелко хамить в коментариях. И доводы эти… Я вот три симфонии написал, так что теперь вы будете слушать то что я вам скажу и вам не может не нравиться мой выбор пока вы сами хотя бы одну симфонию не напишите. Так, вроде, получается? А если по делу, то очень интересно как вся эта «палладианская» красота делалась, т.к. работа скульпторов с лепниной и отделкой просто колоссального объёма должна быть. А ежели это делалось «фабрично-литьевым» способом, то… Read more »

Lada
Lada
11 лет назад

а у колонн,помимо прочего, ещё существует энтазис…

Makso72
Makso72
11 лет назад

а по моему и без курватуры и энтазиса сделанно очень круто. Карлсон — молодец!

jevgenij
jevgenij
9 лет назад

Полностью согласен с SirCubo.
Затраты труда и материалов огромные. Проектировать такие здания тоже весьма трудно. Но как то таким пессимизмом веет от назойливых стремлений заказчиков имитировать давно ушедшую жизнь. Неужели никакой надежды на будущее?…
Функционально это скорее мини VIP SPA
Пластика и детали фасада необязательно имитировать под старину, есть много зданий с современным осмыслением деталей.

makso72
makso72
9 лет назад

в современных зданиях, из деталей, только дверные ручки и остались

jevgenij
jevgenij
9 лет назад

Вот отличный пример детальности высочайшего уровня
http://www.studio-kd.com/pages/28/92/?ps_page=2&ps_pages=3

nola_by
nola_by
6 лет назад
Reply to  jevgenij

Взять бы да треснуть этой колонной по башке и автору и хозяину и всякой челяди которая там околачивается.

Vic
11 месяцев назад

Ну вот пришел к портному человек в первой половине 21 века и заказал камзол с серебряным позументом и серебряными же пуговицами, пояснив что видит себя Петром I… Портной скроил и сшил и камзол в меру своего представления о том как он должен выглядеть, благо в книжках много примеров и образцов. Хорошо если портной одинаково хорошо может шить разные костюмы удовлетворяя заказчика, хуже если только одни камзолы))) В архитектуре примерно так же…