Дом в Хлюпино





Дом в Хлюпино (House in Hlyupino) в России от АСБ Карлсон & К.

Олег Карлсон построил в Подмосковье три деревянных дома с похожими планировками, основанными на общем модуле. Несмотря на подобие планов и сходство размеров дома очень разные – можно даже сказать, что каждый из них представляет собой одну эпоху в истории архитектуры.

Все три дома были построены в Подмосковье. Они сравнительно невелики: чуть больше, или чуть меньше 200 квадратных метров – для среднестатистического загородного дома нашего времени это самый распространенный размер; в таком доме одна семья размещается с комфортом, но без избытка пространства. Их строят и каменными, и деревянными – в последнее время на рынке появилось достаточно много разнообразных брусяных и бревенчатых домов похожего масштаба. Правда, в большинстве своем они напоминают гибрид русской избы из книжки детских сказок, альпийского и финского дома. Олег Карлсон поступил иначе: он сделал дома с похожими (хотя не одинаковыми) планами, но решил их в очень разных стилях.

Представьте себе квадрат, разделенный на 9 равных клеток, каждая со стороной 5 метров. Все три плана нарисованы в рамках этой простой и ясной сетки, лишь изредка выходя за пределы основного квадрата. Пять клеток, включая центральную, образуют равносторонний крест, который становится ядром композиции каждого дома, делая ее строго-центрической и группируя все квадраты вокруг центрального. Это вечная и очень классическая тема, до того, как Палладио построил виллу «Ротонда», она была исключительно храмовой, а затем с полным правом перебралась и в жилье, придав ему толику строгой репрезентативности. Тем более интересно рассматривать то разнообразие решений, которое получилось у Олега Карлсона.

В «модернистском» доме в Хлюпине центростремительность планировки снаружи не подчеркивается, а скорее нивелируется. Сразу несколькими способами. Во-первых, один квадрат из девяти вынесен за пределы общего контура, что делает композицию асимметричной. Во-вторых, не все три квадрата заполнены – два угловых отданы террасе: основной, жилой объем дома таким образом отступает от линии главного фасада вглубь. И наконец, хотя на плане крест выражен очень отчетливо, снаружи акцент сделан не на повышении его центра, а на пересечении двух объемов.

Представим себе финский дом с пологой двускатной кровлей. Вот только посередине, там где у традиционного дома был бы конек, объем разорван – и на место «обычного» конька помещен другой двухскатный объем, только узкий и развернутый на 90 градусов относительно основного. Один скат перпендикулярного объема длиннее другого, его короткий конек сдвинут к лесу, а длинный скат застеклен. В центре – вместо деревенского крыльца или усадебного портика, – оказывается длинная стеклянная «горка», которая внутри освещает светлое протяженное пространство, стрежень всего дома, похожее на атриум. Мы привыкли к атриумам в торговых центрах; к высоким, освещенным сверху, галереям. А здесь его миниатюрный вариант направляет свет очень необычно: не с потолка, как в обычных атриумах, и не сбоку, как он шел бы из окон, а по косой – стены расступаются, и обитатели дома уже не под крышей, а прямо-таки под небом. Что и требуется от загородного дома.

С другой стороны, стеклянную «горку» можно понять как смелую и необычную, но узнаваемую разновидность веранды. Большинство дачных домов состоит из двух частей: половина дома обычная, со стенами и окнами, это спальни. Другая половина забрана большими решетчатыми стеклами; это веранда, на ней пьют чай и любуются природой. Здесь дом не дачный, более серьезный, но все равно – на природе. Его веранда стала более импозантной, двусветной, эффектно-наклонной. Но от этого не перестала быть собой: стеклянный «нос» заканчивается в центре открытой террасы и люди, сидящие в креслах с видом на лес, оказываются одновременно и дома под крышей, и отчасти на террасе. Это пространство между «внутри» и «снаружи», по смыслу – типичная веранда, но только ее невозможно закрыть кружевными занавесками для большего уюта (как это делает большинство дачников).

Словом, несложно понять, почему этот дом – модернистский, хотя у него важного для узнавания признака этого направления, плоской крыши. Принадлежность к модернизму в данном случае обозначена глубже – через архитектурную игру с объемами и пространством. Дом, главный которого перестал быть стеной, а состоит из террас, балконов и наклонного стекла; дом, улавливающий свет «по косой плоскости»; дом, впускающий в себя окрестную природу и спроектированный как «смотровая площадка» для созерцания ближайших елей – это, определенно, модернистский дом. Говоря точнее, модернистское размышление на тему традиционного деревянного дома. А плоские кровли Олег Карлсон не любит, и совершенно справедливо: для нашего климата этот прием (подсмотренный Ле Корбюзье во время путешествия по Ближнему Востоку) подходит плохо, и сделать правильный водоотвод для него, особенно если дом небольшой, – достаточно сложно.

По теме:
Дом в Захарово
Китайский домик в России

Название: Дом в Хлюпино (House in Hlyupino)
Расположение: пос. Хлюпино, Московская область, Россия
Архитектура: Олег Карлсон, Ким Ен Гир, АСБ Карлсон & К
Проектирование: 2008-2009
Строительство: 2008-2010
Площадь застройки: 199.1 м2
Общая площадь: 189.9 м2
Строительный объем: 1325 м3
В том числе обходные галереи, террасы: 71.3 м2
Площадь 1-го этажа: 109.7 м2
Площадь мансарды: 80.2 м2
Текст: Юлия Тарабарина
Источник: Агентство Архитектурных Новостей

5 1 vote
Рейтинг статьи




Subscribe
Уведомить
guest
43 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Натан Соломонович
Натан Соломонович
9 лет назад

В ряду проектов блога этот смотрится как мозаичная психопатия…

Карлсон Олег
9 лет назад

Натан Соломонович, что Вас так возбудило? Только Хлюпино или все три дома?

skaM
skaM
9 лет назад

Некрасиво. Философия дома притянута за уши. Лучше бы построили «традиционный деревянный дом», без модернистского переосмысления)

Карлсон Олег
9 лет назад
Reply to  skaM

Нет тут никакой философии только солнце, свет и раскрытие в сорону леса, а традиционный деревяннй дом я построил напротив немногосправа по диагонали — «Дом в Захарово».

ВладимирВладимирович
ВладимирВладимирович
9 лет назад

«пересечение двух объемов» и клеточный дизайн внутреннего пространства — несомненно удались, впрочем как и игра в модернизм.
Вот только снаружи дом кажется странным, а точнее уродливым.
Атриумная горка при всей кажущейся привлекательности, в данном проекте смотрится излишней и не к месту. В итоге, искомый архитектором «разрыв пространства» превращается в банальный взрыв мозга у простых смертных обывателей.

Карлсон Олег
9 лет назад

Я не строю для простых смертных обывателей, не попадались такие ещё. Заказчик, как правило, приходит со своей идеей дома — я ему только помогаю. Ни о каком модернизме я и не думал — хотели с заказчиком «запустить» в дом больше света, солнца, максимально раскрыть дом на природу.

ВладимирВладимирович
ВладимирВладимирович
9 лет назад

Любопытно, с какой идеей в данном случае пришел заказчик?

Карлсон Олег
9 лет назад

Заказчик был очень молодой и «продвинутый»- от него я впервые услышал таки модные слова, как «лофт» и «челаут». А идеи его в его доме. При рождении 2го ребёнка он спокойно, без моего участия увеличил дом.

Карлсон Олег
9 лет назад

Да, ещё заказчик сам покрасил дом в депрессивные цвета.

ВладимирВладимирович
ВладимирВладимирович
9 лет назад

Да, цвет повлиял бы на восприятие в лучшую сторону. Спасибо Олег за интересный проект!

Карлсон Олег
9 лет назад
Reply to  Igors

Дом вытянут вдоль оси запад- восток. Сан. узлы второго и первого этажей, а так же лестница ориентированы на север и проезжую часть посёлка. Гостиная- атриум- кухня-столовая первого этажа и спальни второго этажа раскрыта на юг — в сторону леса. Каждая спальня имела два окна, одно на юг в сторону леса- второе вовнутрь дома в атриум (к сожалению их заказчики впоследствии заколотили). Дом раскрыт на юг и лес -справа виден дом друга заказчика «Дом в Захарово»- в ордере. Такая у нас была идея — сработать на контрасте- на одной схеме два совершенно разных дома.

Карлсон Олег
9 лет назад
Reply to  Igors

Заказчики не жаловались- в доме есть вентиляция, кондиционирование. Дом находится практи чески в лесу хорошо проветривается окна по лесному- южному фасаду все в пол. В «коньке» 2 окна которые открываются с пульта. Витраж изготовлен в Германии — это была ошибка- всё тоже самое, только в несколько раз больше я заказал в Москве из ТАТПРОФа для «Усаьбы Модерн» за гораздо меньшие деньги и быстрее. Наклон витража 45 градусов — снег со свистом сползает со стекла. В доме всегда много света даже в депрессивную, пасмурную осенне- зимнюю погоду. А звёзды, небо, облака — все это в доме! В «Усадьбе Модерн» витраж под… Read more »

Карлсон Олег
9 лет назад
Reply to  Igors

Несущая конструктивная часть клеёная балка сечением 80мм на 400-500-600мм(в зависимости от пролёта) — сверху алюминиевый профиль 80мм на 100мм(h) для крепления витража. Партнёры Королёв (Диева Т. Э.) — клеёные балки и «Московские окна» алюминий, витажи и монтаж.

Карлсон Олег
9 лет назад
Reply to  Igors

Прошлым летом ад был везде (что впрочем меня не извиняет, надо предугадывать в профессии всё, вплоть до камней с неба). Сейчас я применяю в своих проектах более продвинутые конструкции витражей со всякими заморочками вплоть до подогрева зимой (как автомобильные стёкла), слои, которые не пропускают инфра- красное излученя и т.д.

skaM
skaM
9 лет назад

Олег, спасибо за ответы, комментарии.
Блин, когда я уже построю СВОЙ дом…

Карлсон Олег
9 лет назад
Reply to  skaM

Приходи- помогу, чем смогу, по край ней мере литературой (книги в электронном виде более 2 000).

skaM
skaM
9 лет назад

Вот спасибо) Обязательно воспользуюсь приглашением

Aspera
Aspera
9 лет назад

А мне понравился дом. В частности тем, какой эффект создается в интерьере благодаря огромному элементу с остеклением. Самая распространенная ошибка архитекторов — становиться просто скульпторами: париться слишком много о внешней форме и совсем забивать на интерьер. Но живем-то мы ВНУТРИ дома, а не снаружи, и планировать жилье надо изнутри наружу, а не наоборот!
PS А унылые минималистские коробки возбуждают все еще разве что студентов и новичков. Все остальные ими уже наелись и хотят чего-то посодержательней.

Карлсон Олег
9 лет назад
Reply to  Igors

«Но живем-то мы ВНУТРИ дома, а не снаружи, и планировать жилье надо изнутри наружу, а не наоборот!» — Наконец-то у меня появился единомышленник! Наверное учился на ЖОСе! Что касается МИНИМАЛИЗЬМА- приходит ко мне заказчик и говорит
— «Зделай мне дом в минималилизьме!»-
«А это как?- спрашиваю
Отвечает — «Ну чтобы денег стоил по минимуму!»
Вот и такое бывает! Но всё -таки БОГ, наверное, есть (и АЛЛАХ) мне заказали минималистский дом в АММАНЕ(Иордания) — там всё это будет в тему и плоская крыша (там других практически нет) и тема стен. Короче дождался!

Карлсон Олег
9 лет назад
Reply to  Igors

Игорь, этот дом я скачал в свою библиотеку сразу, как он появился на Вашем блоге.Ещё раз громадное спосибо за Вашу работу.
Иордания небогатая страна газа и нефти нет — всё покупное. Таких классных домов немного, много «клюквы» под «классику» — с ордером серъёзные проблемы хотя в часе езды от Аммана — Джераш (Помпеи рядом не стояли) и в 3х часах — ПЕТРА!

Aspera
Aspera
9 лет назад

В принципе, правильно Вам заказчик сказал 🙂 Минимализм появился в послевоенной Италии от нищеты, а не в Японии от особой эстетической утонченности, как многие привыкли думать. Так что по сути, это «стиль» бедных, только кто-то мудрый решил обратить его в тренд, так что современный минимализм стал ничем не дешевле классики. Я не на стороне классики, ни в коем случае, у меня тоже несварение желудка от барочных кренделей. Но современная минималистская архитектура — это тоже не решение. Очень хорошую фразу сказал архитектор Левон Айрапетов «Дом должен быть как история, рассказанная одним человеком остальным». Много можно рассказать прямоугольным бетонным блоком? И кстати,… Read more »

Aspera
Aspera
9 лет назад
Reply to  Igors

Я не могу здесь выложить планы — это будет против рабочей этики. Вот выйду на пенсию лет через 40 — опубликую книгу со всеми этими идиотскими планировками, потому что к этому времени мне будет уже все равно 🙂 Мысль была в том, что именно минимализм (и я имею ввиду настоящий минимализм, потому что часто минимализмом называют и то, что им не является) задает слишком жесткие рамки внешнего вида здания. И архитекторы изо всех сил пытаются в них втиснуться, жертвуя функциональностью помещений. Я верю, что и минимализм может быть сделан с умом, но вот не встречала ни единого экземпляра до сих… Read more »

Aspera
Aspera
9 лет назад
Reply to  Aspera

Короче, мне нравится любая архитектура, которая сделана с умыслом. Не переношу чистого формализма и бездумных копирок успешной и «модной» архитектуры. Наверное, и минимализм может быть сделан с умом…

ВладимирВладимирович
ВладимирВладимирович
9 лет назад
Reply to  Aspera

Конечно же то, как себя чувствуешь внутри дома — главное , но и внешним фасадом пренебрегать не нужно. Все-таки речь ведется не о квартире, где за обшарпанной дверью на 5-м этаже хрущевки может скрываться шедевр декора и т.п.

Дом, очевидно, требует иного подхода. Внешнюю форму и внутр.содержание _желательно_ увязать гармонично.

Что касается представленного проекта, то меня например смущает вид на веранды по краям центральной прозрачной части — нет ли ощущения «амбразурности»? Не почувствует ли себя сидящий на кресле- «механиком водителем танка» из ниши наблюдающим на лес? Может стоило стеклянную корку выдвинуть вперед относительно веранд?

Но это лишь мои домыслы 🙂

Карлсон Олег
9 лет назад

ВладимирВладимирович
Не почувствует ли себя сидящий на кресле- “механиком водителем танка” из ниши наблюдающим на лес?
Здорово подмечено про танк! Но я думаю, скорее всего, больше похоже на зерноуборочный комбайн!

Sergey
Sergey
9 лет назад

Разумное зерно в таком витраже…

Евгений
9 лет назад

Уважаемая Aspera, о какой послевоенной Италии идет речь.У меня совершенно иная информация о возникновении данного явления в архитектуре.
И касательно высказывания г-на Айрапетова, я совершенно с ним согласен,только кто-то скажет одно слово и раскроет смысл,а кому-то и ста не хватит.
Так что и бетонный блок может о многом рассказать.
Про метод проектирования-Вы заблуждаетесь,вне зависимости от стиля грамотный архитектор всегда проектирует объект как целостный организм,не деля на интерьер и фасад.Достаточно привести в пример Альберто Кампо Баеза.
Спасибо.

Карлсон Олег
9 лет назад
Reply to  Igors

А так-же НАФ-НАФА, НИФ-НИФА и НУФ-НУФА, и спор остроконечников с тупоконечниками.

Aspera
Aspera
9 лет назад

Уважаемый Евгений, Хотя меня очень заинтриговала Ваша теория по поводу возникновения минимализма (надеюсь, там не про Мис ван дер Роэ и «less is more»), это будет всего лишь война мнений, так как ни меня ни Вас там не было, когда он возникал, и мы знаем лишь то, что говорят в универах и пишут в книгах такие же субъективные умы. По поводу минимализма как такового — я признаю, что мое высказывание было несколько резким, и сам по себе стиль ни в чем «не виноват», скорее я хотела сказать, что очень-очень мало архитекторов понимают суть этого стиля, уходят в формализм и создают… Read more »

Максим
Максим
9 лет назад

Олег мне очень понравился дом. Я понимаю что все очень индивидуально. Но все таки не могли бы вы, сообщить цену этого проэкта и стоимость строительства. Хотя бы ориентировочно. Зараннее спасибо.

Карлсон Олег
9 лет назад
Reply to  Максим

Максим, дом был построен 10 лет тому назад. Было бы конечно интересно построить римейк этого дома с учётом сегодняшнего опыта и под нового заказчика. Звоните, приезжайте — мой телефон 776 79 01.