Дом в Хлюпино





Дом в Хлюпино (House in Hlyupino) в России от АСБ Карлсон & К.

Олег Карлсон построил в Подмосковье три деревянных дома с похожими планировками, основанными на общем модуле. Несмотря на подобие планов и сходство размеров дома очень разные – можно даже сказать, что каждый из них представляет собой одну эпоху в истории архитектуры.

Все три дома были построены в Подмосковье. Они сравнительно невелики: чуть больше, или чуть меньше 200 квадратных метров – для среднестатистического загородного дома нашего времени это самый распространенный размер; в таком доме одна семья размещается с комфортом, но без избытка пространства. Их строят и каменными, и деревянными – в последнее время на рынке появилось достаточно много разнообразных брусяных и бревенчатых домов похожего масштаба. Правда, в большинстве своем они напоминают гибрид русской избы из книжки детских сказок, альпийского шале и финского дома. Олег Карлсон поступил иначе: он сделал дома с похожими (хотя не одинаковыми) планами, но решил их в очень разных стилях.

Представьте себе квадрат, разделенный на 9 равных клеток, каждая со стороной 5 метров. Все три плана нарисованы в рамках этой простой и ясной сетки, лишь изредка выходя за пределы основного квадрата. Пять клеток, включая центральную, образуют равносторонний крест, который становится ядром композиции каждого дома, делая ее строго-центрической и группируя все квадраты вокруг центрального. Это вечная и очень классическая тема, до того, как Палладио построил виллу «Ротонда», она была исключительно храмовой, а затем с полным правом перебралась и в жилье, придав ему толику строгой репрезентативности. Тем более интересно рассматривать то разнообразие решений, которое получилось у Олега Карлсона.

В «модернистском» доме в Хлюпине центростремительность планировки снаружи не подчеркивается, а скорее нивелируется. Сразу несколькими способами. Во-первых, один квадрат из девяти вынесен за пределы общего контура, что делает композицию асимметричной. Во-вторых, не все три квадрата заполнены – два угловых отданы террасе: основной, жилой объем дома таким образом отступает от линии главного фасада вглубь. И наконец, хотя на плане крест выражен очень отчетливо, снаружи акцент сделан не на повышении его центра, а на пересечении двух объемов.

Представим себе финский дом с пологой двускатной кровлей. Вот только посередине, там где у традиционного дома был бы конек, объем разорван – и на место «обычного» конька помещен другой двухскатный объем, только узкий и развернутый на 90 градусов относительно основного. Один скат перпендикулярного объема длиннее другого, его короткий конек сдвинут к лесу, а длинный скат застеклен. В центре – вместо деревенского крыльца или усадебного портика, – оказывается длинная стеклянная «горка», которая внутри освещает светлое протяженное пространство, стрежень всего дома, похожее на атриум. Мы привыкли к атриумам в торговых центрах; к высоким, освещенным сверху, галереям. А здесь его миниатюрный вариант направляет свет очень необычно: не с потолка, как в обычных атриумах, и не сбоку, как он шел бы из окон, а по косой – стены расступаются, и обитатели дома уже не под крышей, а прямо-таки под небом. Что и требуется от загородного дома.

С другой стороны, стеклянную «горку» можно понять как смелую и необычную, но узнаваемую разновидность веранды. Большинство дачных домов состоит из двух частей: половина дома обычная, со стенами и окнами, это спальни. Другая половина забрана большими решетчатыми стеклами; это веранда, на ней пьют чай и любуются природой. Здесь дом не дачный, более серьезный, но все равно – на природе. Его веранда стала более импозантной, двусветной, эффектно-наклонной. Но от этого не перестала быть собой: стеклянный «нос» заканчивается в центре открытой террасы и люди, сидящие в креслах с видом на лес, оказываются одновременно и дома под крышей, и отчасти на террасе. Это пространство между «внутри» и «снаружи», по смыслу – типичная веранда, но только ее невозможно закрыть кружевными занавесками для большего уюта (как это делает большинство дачников).

Словом, несложно понять, почему этот дом – модернистский, хотя у него важного для узнавания признака этого направления, плоской крыши. Принадлежность к модернизму в данном случае обозначена глубже – через архитектурную игру с объемами и пространством. Дом, главный фасад которого перестал быть стеной, а состоит из террас, балконов и наклонного стекла; дом, улавливающий свет «по косой плоскости»; дом, впускающий в себя окрестную природу и спроектированный как «смотровая площадка» для созерцания ближайших елей – это, определенно, модернистский дом. Говоря точнее, модернистское размышление на тему традиционного деревянного дома. А плоские кровли Олег Карлсон не любит, и совершенно справедливо: для нашего климата этот прием (подсмотренный Ле Корбюзье во время путешествия по Ближнему Востоку) подходит плохо, и сделать правильный водоотвод для него, особенно если дом небольшой, – достаточно сложно.

По теме:
Дом в Захарово
Китайский домик в России

Название: Дом в Хлюпино (House in Hlyupino)
Расположение: пос. Хлюпино, Московская область, Россия
Архитектура: Олег Карлсон, Ким Ен Гир, АСБ Карлсон & К
Проектирование: 2008-2009
Строительство: 2008-2010
Площадь застройки: 199.1 м2
Общая площадь: 189.9 м2
Строительный объем: 1325 м3
В том числе обходные галереи, террасы: 71.3 м2
Площадь 1-го этажа: 109.7 м2
Площадь мансарды: 80.2 м2
Текст: Юлия Тарабарина
Источник: Агентство Архитектурных Новостей

5 1 vote
Рейтинг статьи




Subscribe
Уведомить
guest

43 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Натан Соломонович
Натан Соломонович
13 лет назад

В ряду проектов блога этот смотрится как мозаичная психопатия…

Карлсон Олег
13 лет назад

Натан Соломонович, что Вас так возбудило? Только Хлюпино или все три дома?

skaM
skaM
13 лет назад

Некрасиво. Философия дома притянута за уши. Лучше бы построили «традиционный деревянный дом», без модернистского переосмысления)

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  skaM

Нет тут никакой философии только солнце, свет и раскрытие в сорону леса, а традиционный деревяннй дом я построил напротив немногосправа по диагонали — «Дом в Захарово».

ВладимирВладимирович
ВладимирВладимирович
13 лет назад

«пересечение двух объемов» и клеточный дизайн внутреннего пространства — несомненно удались, впрочем как и игра в модернизм.
Вот только снаружи дом кажется странным, а точнее уродливым.
Атриумная горка при всей кажущейся привлекательности, в данном проекте смотрится излишней и не к месту. В итоге, искомый архитектором «разрыв пространства» превращается в банальный взрыв мозга у простых смертных обывателей.

Карлсон Олег
13 лет назад

Я не строю для простых смертных обывателей, не попадались такие ещё. Заказчик, как правило, приходит со своей идеей дома — я ему только помогаю. Ни о каком модернизме я и не думал — хотели с заказчиком «запустить» в дом больше света, солнца, максимально раскрыть дом на природу.

ВладимирВладимирович
ВладимирВладимирович
13 лет назад

Любопытно, с какой идеей в данном случае пришел заказчик?

Карлсон Олег
13 лет назад

Заказчик был очень молодой и «продвинутый»- от него я впервые услышал таки модные слова, как «лофт» и «челаут». А идеи его в его доме. При рождении 2го ребёнка он спокойно, без моего участия увеличил дом.

Карлсон Олег
13 лет назад

Да, ещё заказчик сам покрасил дом в депрессивные цвета.

ВладимирВладимирович
ВладимирВладимирович
13 лет назад

Да, цвет повлиял бы на восприятие в лучшую сторону. Спасибо Олег за интересный проект!

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  Igors

Дом вытянут вдоль оси запад- восток. Сан. узлы второго и первого этажей, а так же лестница ориентированы на север и проезжую часть посёлка. Гостиная- атриум- кухня-столовая первого этажа и спальни второго этажа раскрыта на юг — в сторону леса. Каждая спальня имела два окна, одно на юг в сторону леса- второе вовнутрь дома в атриум (к сожалению их заказчики впоследствии заколотили). Дом раскрыт на юг и лес -справа виден дом друга заказчика «Дом в Захарово»- в ордере. Такая у нас была идея — сработать на контрасте- на одной схеме два совершенно разных дома.

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  Igors

Заказчики не жаловались- в доме есть вентиляция, кондиционирование. Дом находится практи чески в лесу хорошо проветривается окна по лесному- южному фасаду все в пол. В «коньке» 2 окна которые открываются с пульта. Витраж изготовлен в Германии — это была ошибка- всё тоже самое, только в несколько раз больше я заказал в Москве из ТАТПРОФа для «Усаьбы Модерн» за гораздо меньшие деньги и быстрее. Наклон витража 45 градусов — снег со свистом сползает со стекла. В доме всегда много света даже в депрессивную, пасмурную осенне- зимнюю погоду. А звёзды, небо, облака — все это в доме! В «Усадьбе Модерн» витраж под… Read more »

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  Igors

Несущая конструктивная часть клеёная балка сечением 80мм на 400-500-600мм(в зависимости от пролёта) — сверху алюминиевый профиль 80мм на 100мм(h) для крепления витража. Партнёры Королёв (Диева Т. Э.) — клеёные балки и «Московские окна» алюминий, витажи и монтаж.

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  Igors

Прошлым летом ад был везде (что впрочем меня не извиняет, надо предугадывать в профессии всё, вплоть до камней с неба). Сейчас я применяю в своих проектах более продвинутые конструкции витражей со всякими заморочками вплоть до подогрева зимой (как автомобильные стёкла), слои, которые не пропускают инфра- красное излученя и т.д.

skaM
skaM
13 лет назад

Олег, спасибо за ответы, комментарии.
Блин, когда я уже построю СВОЙ дом…

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  skaM

Приходи- помогу, чем смогу, по край ней мере литературой (книги в электронном виде более 2 000).

skaM
skaM
13 лет назад

Вот спасибо) Обязательно воспользуюсь приглашением

Aspera
Aspera
13 лет назад

А мне понравился дом. В частности тем, какой эффект создается в интерьере благодаря огромному элементу с остеклением. Самая распространенная ошибка архитекторов — становиться просто скульпторами: париться слишком много о внешней форме и совсем забивать на интерьер. Но живем-то мы ВНУТРИ дома, а не снаружи, и планировать жилье надо изнутри наружу, а не наоборот!
PS А унылые минималистские коробки возбуждают все еще разве что студентов и новичков. Все остальные ими уже наелись и хотят чего-то посодержательней.

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  Igors

«Но живем-то мы ВНУТРИ дома, а не снаружи, и планировать жилье надо изнутри наружу, а не наоборот!» — Наконец-то у меня появился единомышленник! Наверное учился на ЖОСе! Что касается МИНИМАЛИЗЬМА- приходит ко мне заказчик и говорит
— «Зделай мне дом в минималилизьме!»-
«А это как?- спрашиваю
Отвечает — «Ну чтобы денег стоил по минимуму!»
Вот и такое бывает! Но всё -таки БОГ, наверное, есть (и АЛЛАХ) мне заказали минималистский дом в АММАНЕ(Иордания) — там всё это будет в тему и плоская крыша (там других практически нет) и тема стен. Короче дождался!

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  Igors

Игорь, этот дом я скачал в свою библиотеку сразу, как он появился на Вашем блоге.Ещё раз громадное спосибо за Вашу работу.
Иордания небогатая страна газа и нефти нет — всё покупное. Таких классных домов немного, много «клюквы» под «классику» — с ордером серъёзные проблемы хотя в часе езды от Аммана — Джераш (Помпеи рядом не стояли) и в 3х часах — ПЕТРА!

Aspera
Aspera
13 лет назад

В принципе, правильно Вам заказчик сказал 🙂 Минимализм появился в послевоенной Италии от нищеты, а не в Японии от особой эстетической утонченности, как многие привыкли думать. Так что по сути, это «стиль» бедных, только кто-то мудрый решил обратить его в тренд, так что современный минимализм стал ничем не дешевле классики. Я не на стороне классики, ни в коем случае, у меня тоже несварение желудка от барочных кренделей. Но современная минималистская архитектура — это тоже не решение. Очень хорошую фразу сказал архитектор Левон Айрапетов «Дом должен быть как история, рассказанная одним человеком остальным». Много можно рассказать прямоугольным бетонным блоком? И кстати,… Read more »

Aspera
Aspera
13 лет назад
Reply to  Igors

Я не могу здесь выложить планы — это будет против рабочей этики. Вот выйду на пенсию лет через 40 — опубликую книгу со всеми этими идиотскими планировками, потому что к этому времени мне будет уже все равно 🙂 Мысль была в том, что именно минимализм (и я имею ввиду настоящий минимализм, потому что часто минимализмом называют и то, что им не является) задает слишком жесткие рамки внешнего вида здания. И архитекторы изо всех сил пытаются в них втиснуться, жертвуя функциональностью помещений. Я верю, что и минимализм может быть сделан с умом, но вот не встречала ни единого экземпляра до сих… Read more »

Aspera
Aspera
13 лет назад
Reply to  Aspera

Короче, мне нравится любая архитектура, которая сделана с умыслом. Не переношу чистого формализма и бездумных копирок успешной и «модной» архитектуры. Наверное, и минимализм может быть сделан с умом…

ВладимирВладимирович
ВладимирВладимирович
13 лет назад
Reply to  Aspera

Конечно же то, как себя чувствуешь внутри дома — главное , но и внешним фасадом пренебрегать не нужно. Все-таки речь ведется не о квартире, где за обшарпанной дверью на 5-м этаже хрущевки может скрываться шедевр декора и т.п.

Дом, очевидно, требует иного подхода. Внешнюю форму и внутр.содержание _желательно_ увязать гармонично.

Что касается представленного проекта, то меня например смущает вид на веранды по краям центральной прозрачной части — нет ли ощущения «амбразурности»? Не почувствует ли себя сидящий на кресле- «механиком водителем танка» из ниши наблюдающим на лес? Может стоило стеклянную корку выдвинуть вперед относительно веранд?

Но это лишь мои домыслы 🙂

Карлсон Олег
13 лет назад

ВладимирВладимирович
Не почувствует ли себя сидящий на кресле- “механиком водителем танка” из ниши наблюдающим на лес?
Здорово подмечено про танк! Но я думаю, скорее всего, больше похоже на зерноуборочный комбайн!

Sergey
Sergey
13 лет назад

Разумное зерно в таком витраже…

Евгений
13 лет назад

Уважаемая Aspera, о какой послевоенной Италии идет речь.У меня совершенно иная информация о возникновении данного явления в архитектуре.
И касательно высказывания г-на Айрапетова, я совершенно с ним согласен,только кто-то скажет одно слово и раскроет смысл,а кому-то и ста не хватит.
Так что и бетонный блок может о многом рассказать.
Про метод проектирования-Вы заблуждаетесь,вне зависимости от стиля грамотный архитектор всегда проектирует объект как целостный организм,не деля на интерьер и фасад.Достаточно привести в пример Альберто Кампо Баеза.
Спасибо.

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  Igors

А так-же НАФ-НАФА, НИФ-НИФА и НУФ-НУФА, и спор остроконечников с тупоконечниками.

Aspera
Aspera
13 лет назад

Уважаемый Евгений, Хотя меня очень заинтриговала Ваша теория по поводу возникновения минимализма (надеюсь, там не про Мис ван дер Роэ и «less is more»), это будет всего лишь война мнений, так как ни меня ни Вас там не было, когда он возникал, и мы знаем лишь то, что говорят в универах и пишут в книгах такие же субъективные умы. По поводу минимализма как такового — я признаю, что мое высказывание было несколько резким, и сам по себе стиль ни в чем «не виноват», скорее я хотела сказать, что очень-очень мало архитекторов понимают суть этого стиля, уходят в формализм и создают… Read more »

Максим
Максим
12 лет назад

Олег мне очень понравился дом. Я понимаю что все очень индивидуально. Но все таки не могли бы вы, сообщить цену этого проэкта и стоимость строительства. Хотя бы ориентировочно. Зараннее спасибо.

Карлсон Олег
12 лет назад
Reply to  Максим

Максим, дом был построен 10 лет тому назад. Было бы конечно интересно построить римейк этого дома с учётом сегодняшнего опыта и под нового заказчика. Звоните, приезжайте — мой телефон 776 79 01.