На перекрестке двух бульваров





Малоэтажный жилой комплекс «Новоархангельское» (Novoarchangelskoe) в России от Архитектуриум.

В 2004 году проект поселка «Новоархангельское», выполненный мастерской «Архитектуриум», победил в конкурсе, объявленном журналом «Современный дом». Тогда, пять лет назад, сам факт такого состязания для отечественного рынка загородных поселков был безусловным прорывом: девелоперы вдруг осознали, что успех коммерческого продукта под названием «поселок» закладывается не в последнюю очередь архитектором и именно на этапе создания генерального плана. Реализация проекта-победителя убедительно доказала, что это действительно так.

Когда архитекторы приступали к разработке проекта, они имели добротно составленное конкурсное задание от журнала «Современный Дом», которое предписывало создать поселок таунхаусов, в меру экономичный и быстровозводимый, но вместе с тем эстетически привлекательный, способный сломать штамп о том, что блокированная застройка – это однообразно и уныло. Участок же, готовый стать полем для эксперимента, был расположен в семи километрах от Москвы по Новорижскому шоссе, чуть в стороне от федеральной трассы, на поле, примыкающем с двух сторон к сосновому лесу, а с третьей к живописному ручью.

В плане надел земли напоминает ботфорт, чья плоская подошва обращена к трассе, а широкий отворот практически квадратной формы – к лесу. Правда, эта метафора в ближайшем будущем утратит свою актуальность — инвестор намерен приобрести соседний участок земли и построить вторую очередь поселка, которая придаст всему ансамблю логическую завершенность. С противоположной стороны Новорижского шоссе, за строчкой домиков поселка Воронки, начинается парк усадьбы Архангельское. Как несложно догадаться, именно соседство со знаменитым музеем дало проекту звучное имя; оно же подсказало архитекторам идею привнести в планировку поселка определенную регулярность. К этому очень располагал и ярко выраженный геометризм той части территории Новоархангельского, которая обращена к лесу – перекрестием двух пешеходных бульваров с круглой площадью посередине прямоугольник разбит на четыре равных части. Въездными воротами в поселок служит арка, она же — здание двухэтажного общественного центра, основного объекта инфраструктуры Новоархангельского, и этот объем, подобно пропилеям, фиксирует основную ось бульвара. «Противовесом» ему, правда, служит не главный господский дом и даже не группа таунхаусов, а круглая в плане детская площадка. Справа и слева от главного въезда в поселок расположены запасные, и каждый из них продолжается улицей, одна из которых – Сосновая – по своей длине равна пешеходному бульвару, а вторая – Ольховая – миновав центр, оставляет свою прямолинейность и послушно следует всем изгибам голенища в меру разношенного и потому очень удобного сапога.

Всего в Новоархангельском 118 коттеджей площадью от 197 до 313 квадратных метров, и каждый дом имеет индивидуальный земельный участок, площадью от 0,4 до 4 соток. Добиваясь визуального разнообразия, «Архитектуриум» вместо традиционных 2-3 видов секций таунхаусов разработал шесть, которые скомпонованы в четыре типа домов. Вдоль Сосновой и прямого отрезка Ольховой построены, пожалуй, самые традиционные секции – склеенные в один ряд домики, в каждом из которых имеются балкон и мансарда, а также гараж на две машины. Основной жилой квартал Новоархангельского сформирован четырьмя П-образными таунхаусами – «Подковами», которые могут похвастаться не только соседством с центральным перекрестком поселка, но и уютными внутренними дворами. Еще один тип блокировки – угловые секции, из которых составлены точечные дома на четыре квартиры («Крест»). К числу основных преимуществ этих домов относится наличие остекленных аттиковых этажей,  максимально наполняющих жилища естественным освещением. А вдоль извилистого отрезка Ольховой идет «Змейка» из 14 секций, живописно повторяющих изгибы рельефа.

Основной принцип блокировки секций основан на вынесении поперечных разделительных стенок за пределы самих домов. Фактически заборы – это продолжения брандмауэров, но чтобы избежать ощущения нагромождения перегородок и общей излишней закрытости, архитекторы не стали делать их слишком высокими. Максимальная высота каждой такой стены – 1,2 метра, и, как показывает практика, этого более чем достаточно, чтобы создать ощущение обособленности небольшого придомового пространства. И уж, конечно, подобные разделительные стенки, вырастающие из зданий, смотрятся куда более «архитектурно», чем всевозможные сетки и заборы. Кроме того, некоторые секции сдвинуты вдоль этих стен относительно друг друга – именно так, например, спроектирована «Змейка».

Зрительно невысокими кажутся и сами дома. Добиться подобного эффекта архитекторы смогли, используя мансардные окна, которых в каждом коттедже по 6-7. Такое количество остекленных «скосов» делает дома не только светлее, но и визуально более пропорциональными, что при скромной площади придомовых участков и высокой плотности застройки таунхаусов очень важно.

Интересно, что в конкурсном проекте также были предусмотрены шумозащитные дома вдоль магистрали – жилье эффектной архитектуры (кровля фактически спускалась до земли, выполняя роль шумозащитного экрана) и чуть более низкой ценовой категории. Однако технические требования и нормативы в итоге вынудили архитекторов отказаться от этой идеи – теперь в этой зоне расположены инженерно-технические сооружения и площадка для выгула собак. А для того, чтобы максимально избавить поселок от каких-либо взаимоотношений с трассой, архитекторы также убрали второй въезд со стороны шоссе, оставив только главный, проходящий через общественный центр.

Кстати, изначально планировалось, что этот центр будет разделен на два блока, в одном из которых разместятся ресторан, в другом – супермаркет и службы быта. Однако впоследствии девелопер отказался от этой идеи, так как в пятиминутной доступности от поселка супермаркеты и рестораны имеются в изобилии, и ставка была сделана на медицинский центр с уникальным спектром услуг и высококачественным оборудованием. Среди других объектов инфраструктуры – несколько игровых площадок, спортивный центр и площадка для выгула собак.

На этом расхождения с первоначальным вариантом проекта заканчиваются. Генеральный план поселка сохранил свою живописность и обилие зеленых насаждений, которые в 2004-м году принесли проекту «Архитектуриума» победу. Несомненная удача «Новоархангельского» заключается еще и в том, что девелопер успел практически полностью реализовать поселок до экономического кризиса и поэтому не стремился сэкономить на стройматериалах. Наоборот, от дешевых, но недолговечных сэндвич-панелей отказались сразу, отдав предпочтение монолитному несущему каркасу со стенами из кирпича с эффективным утеплителем и наружной облицовкой лицевым кирпичом и натуральным камнем. А ограждения балконов, обшивка гаража и надоконных фрагментов выполнены из деревянной рейки, окрашенной в темно-коричневый цвет. Все вместе это сформировало чрезвычайно богатую палитру – красный и светло-бежевый, песочный и шоколадный – и, умноженное на разнообразие архитектурных форм, создает очень насыщенную визуальную среду, от определения «уныло» максимально далекую.

Название: Малоэтажный жилой комплекс «Новоархангельское» (Novoarchangelskoe)
Расположение: Московская область, Россия
Архитектура: Архитектуриум – Биндеман В.Н., Котова Н.Р., Зинюкова О.П., Лызлов Н.Н., Ермолаева О.В., Панкратова И.В., Биндеман Н.В., Стаунэ Е.С., Трутнев Р.Э.
Проектирование: 2004-2007
Строительство: 2005-2008
Площадь участка: 7,6 га
Площадь застройки: 35294 м2
Общая площадь: 29172 м2
Фото: Агентство Архитектурных Новостей
Текст: Анна Мартовицкая, Агентство Архитектурных Новостей

Статья перенесена из архива блога “Частная архитектура

0 0 votes
Рейтинг статьи




Subscribe
Уведомить
guest

10 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Дмитрий Мартыненко

Большой текст,но я не прочитал не строчки. Лень. Напишу лучше свой большой текст 🙂 Могу сказать только одно: мы, русские, живем лучше всех в целом, но хуже всех в частности (утрирую для красного словца…бывает и хуже). Вот смотришь ИХ архитектуру — все вроде здорово, а вот в контексте застройки хотя бы района в целом — вообще ни о чем! Нет там ничего интересного в плане планировки. Вся прелесть — это средневековые остатки городского жилья — и все! Мило, конечно, но ничего нового и интересного нет. Лучшее что я знаю — это реконструкция доков в Англии. Больше ничего интересного не видел.… Read more »

Vere
13 лет назад

Дмитрий Мартыненко,

Предлагаете вернуться к пятистенкам? кажется именно на этом этапе остановилось развитие естественной национальной архитектуры, исключением можно считать разве что авангардистов и слегка Модерн.Может я вас не до конца понял?)

Дмитрий Мартыненко

Vere: Дмитрий Мартыненко, Предлагаете вернуться к пятистенкам? кажется именно на этом этапе остановилось развитие естественной национальной архитектуры, исключением можно считать разве что авангардистов и слегка Модерн.Может я вас не до конца понял?)     Видимо не до конца 🙂 Я имею ввиду опыт наших архитекторов в ретроспективе, а не национальную самобытность. Пример: У меня друг часто занимается реконструкцией небольших церквей в Лен. области. Так вот — если посмотреть как там работает инженерная мысль, то начинаешь удивляться так называемым ноу-хау которые нынче маде ин запад 🙂 В этих сооружениях продумано все до мелочей — и отопление и вентиляция, даже рекуперация воздуха учтена, короче… Read more »

Дмитрий Мартыненко

Касаемо планировочных решений. По моему мы живем в потрясающей в этом отношении стране и имеем много городов и городишек с прекрасной планировкой, целостной и гармоничной. На западе я вижу чаще один и тот же стихийный метод строительства еще с средневековых времен. Ну мне так кажется, по крайней мере. Все как то мелко, сумбурно и хаотично. А вот пример планировки Де Фанс — центр эстетики, как его называют. По моему глупо.

Такие вот мысли.

Igors
Админ
13 лет назад

Дмитрий Мартыненко,

Дмитрий, я поправил ссылку — оно?
Вы просто текст выделяйте и ставьте на него «link», прямо на скопированный адрес картинки.

Vere
13 лет назад

Дмитрий Мартыненко,

ну я бы не называл ситуацию с Дефанс типичной для Запада.Думаю так же, если мы пойдем дальше в своих рассуждениях,то в ход пойдут старый конспекты по Градо с первого курса))),а так не хочется загружаться банальностями перед самым НГ!)))

Дмитрий Мартыненко

Vere: Дмитрий Мартыненко,
…..а так не хочется загружаться банальностями перед самым НГ!)))    

Это точно. Согласен на 100%. Будем просто смотреть, радоваться что есть на что и развиваться.

Дмитрий Мартыненко

Igors: Дмитрий Мартыненко,
Дмитрий, я поправил ссылку – оно?
Вы просто текст выделяйте и ставьте на него “link”, прямо на скопированный адрес картинки.    

Игорь, оно. Попробую в следующий раз сделать нормально, а то иногда хочется проиллюстрировать текст. Спасибо.

Михаил Черный
Михаил Черный
12 лет назад

Дмитрий Мартыненко Касаемо планировочных решений. По моему мы живем в потрясающей в этом отношении стране и имеем много городов и городишек с прекрасной планировкой, целостной и гармоничной. На западе я вижу чаще один и тот же стихийный метод строительства еще с средневековых времен. Ну мне так кажется, по крайней мере. Все как то мелко, сумбурно и хаотично. А вот пример планировки Де Фанс – центр эстетики, как его называют. По моему глупо. Такие вот мысли. А мне вот кажется «стихийный» (как Вы его назвали) метод строительства выглядит куда более эстетично и сдержано — когда фасады всех домов на 1 уровне… Read more »

Михаил Черный
Михаил Черный
12 лет назад

И я бы не называл такой принцип планирования мелочностью и сумбурностью. Причина как раз в том, что еще столетия назад в городах были выделены земельные участки (домовладения) — которые выкупались и застраивались в основном штучно. Незыблемое право частной собственности привело к тому, что обьединение участков крайне проблематично и происходит нечасто. Поэтому в большинстве городов сохраняется как раз не хаотичность — а единство организации пространства, так как все домовладения имеют примерно равный размер участка, и чаще всего примерно одинаковую высотность (последнее очень важно). При такой организации застройки прекрасно сочетаются все архитектурные эпохи, в одной архитектурной «витрине» может быть и средневековье, и… Read more »