Деревянные наличники России





Фотограф Иван Хафизов проделал титаническую работу и подготовил уже 12 коллекций фотографий деревянных наличников из разных городов России. Всего собрано и обработано несколько сотен фотографий.

Наличники Энгельса, часть 1.

Обновлено — интересное обсуждение внизу!

Наличники Энгельса, часть 2.

Наличники Энгельса, часть 3.

Наличники из города Навашино, Нижегородской области. Часть 1.

Наличники из города Навашино, Нижегородской области. Часть 2.

Наличники из города Навашино, Нижегородской области. Часть 3.

Деревянные резные наличники города Мурома.

Цветные наличники Ростова Великого Ярославской области.

Резные деревянные наличники города Челябинска.

Резные деревянные наличники посёлка Борисоглебский (Борисоглеб, Борисоглебские слободы) Ярославской области.

Резные деревянные наличники нетронутого промышленностью города Мышкина Ярославской области.

Резные деревянные наличники замороженного Ижевска.

В ближайшее время автором будут опубликованы ещё 22 коллекции.

UPD Теперь у наличников есть свой сайт — nalichniki.com.





Subscribe
Уведомить
guest
19 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Алексей
Алексей
9 лет назад

Тошнит от русской самобытности. И что? Наличники. и что?

Jevgenij
Jevgenij
9 лет назад

А то, что это наша история и культура, самобытность и аутентичность…

Дмитрий Мартыненко

Алексей: Тошнит от русской самобытности. И что? Наличники. и что?

А то, что Алексей приедет в какую-нибудь Австрию и будет пищать от «милых» домиков и двориков, улочек, скамеечек и прочей мелочи. Непременно запечетлит все это на камеру а потом будет мучать своих друзей и знакомых высокохудожественным материалом, сопровождая просмотр охами и ахами.

Jevgenij
Jevgenij
9 лет назад

К тому же данные наличники являются декоративно-прикладным искусством и своей богатой орнаментикой еще больше выявляют язык деревянной архитектуры прошлого столетия…

stratospheros
stratospheros
9 лет назад

Алексей: Тошнит от русской самобытности. И что? Наличники. и что?

не разделяю русофобии Алексея… Очень полезный труд!!! как раз таки, для идентификации нас, как нации, нам это будет полезно!

GlOb
9 лет назад

stratospheros,

stratospheros: для идентификации нас, как нации

ну, короче — типичные азиаты, со «своей богатой орнаментикой», как замечено в предыдущем комментарии 🙂 а так как вообще автор блога выносит в его тему «Современную архитектуру частного жилья», Алексей именно это и хочет здесь видеть, и не доволен встречей с артефактами не новейшей истории. Ну, по крайней мере, это можно отнести к «спорному» 🙂 Хотя и к «интересному» — то же вполне. Мне вот интересно, как можно использовать орнаментированные наличники в современной архитектуре, как они должны выглядеть. Такая тема тем более интересна, с учетом того, что в современной архитектуре сильно распространены «прорезанные насквозь» полупрозрачные навесные фасады с орнаментами, или внешние структурно-орнаментные конструкции (Олимпийское «Гнездо» Пекина)…

Дмитрий Мартыненко

Igors: Современная архитектура частного жилья не сегодня возникла, чтобы лучше понять, что происходит сейчас (включая, например, откуда растут ноги нашего “менталитета”) и, возможно, предугадать ближайшие “тренды”, необходима более протяжённая информационная база, чем только “сегодня”. Для этого и завёл рубрику “История”.

Золотые слова!
Знание истории дает лучшее понимание настоящему. В архитеткре многие явления вообще не возможно оценить без знания предпосылок к их возникновению.

Jevgenij
Jevgenij
9 лет назад

Совершенно согласен, что без понимания процесса развития орнаментики в архитектуре весьма сложно сделать или оценить современную интерпретацию…

Алексей
Алексей
9 лет назад

Проблема не в том, что я русофоб и тд., а в том, что на данные наличники, срубы и прочую нашу самобытность — практически все, включая Вас, лишь можете наблюдать на картинках и писать здесь, насколько на Руси все было прекрасно и оригинально. писать и смотерть. но никто, никто, и я надеюсь, никогда, не станет проектировать дом для СЕБЯ с подобными традиционными Деталями. Наша конкретная, всеобъмлющая беда заключена в том, что мы стремимся уцепиться, возможно в целях осознания себя, как нации, за детали прошлого, коие не всегда достойны этого. Потому как не прошли проверку ни временем ни жизнью в современном творчестве, Вашем, кстати говоря. Если убрать коммерцию, еденицы из тысяч людей, имеющих отношения к архитектуре, станут обращаться к самобытности нашей и строить избу. Так что петь дифирамбы русской с а м о б ы т н о с т и — ложь. Попсятинкой попахивает, я бы так сказал.

Olga
Olga
6 лет назад
Reply to  Алексей

Эх, уважаемый… Я изучаю народный быт русскую традицию. Мне очень жаль, что эти знания, мне раньше не передали мои родители. Сколько там мудрости для обычной жизни, для выживания, для лада в семье, для самореализации и счастливой жизни. Я хочу себе дом с резными наличниками, потому что прочувствовала, что такое русский пляс, душевное пение, русское боевое искусство. Там есть душа и в том мире моя душа поет, там хорошо. Я медленно и верно переношу его (мир) в свою обыденную жизнь и она приобретает смысл.
Это не просто самобытность, не просто история и корни.
А что касается рациональности и экономичности, то вряд ли можно сравнивать современное жилье с русской избой.
🙂

Ma Cherie
9 лет назад

Подождите, ребята… что за «процесс развития орнаментики в архитектуре» перешедший в «современную интерпретацию»??? современная интерпретация — как то, эти прсловутые резные-ажурные фасады — всего лишь часть глобального тренда в дизайне вообще, затрагивающая и одежду (кружева) и промдизайн, и автодизайн, и элементы визуальных интерфейсов в IT и оформлений интерера, а более глобально — часть мировой «ориентизации» + стремления к экологичности + экономичности, а эти черты вполне свойственны восточным традициям. Что наличники (для России — современницы Византии и наследницы «послеокупационной» Руси), что фасадные «кружева» (для современного мира архитектуры) — в целом социокультурные предпосылки те же. И лежит это настолько на поверхности, что анализировать «процесс развития орнаментики» в связи с этим неб абсолютно никаких предпосылок, на мой взгляд. Ну, кроме общетеоретических, в плане изучения истории искуств (архитектуры), например, что, конечно, тоже вполне нужно. И чтоб «предугадать ближайшие “тренды”» не обязательно сильно теоретизировать свою область деятельности — в большинстве случаев вполне достаточно обобщения, звгляда на смежные области. К примеру, когда мы заметим на общем фоне ориентальных решений несколько ярких примеров чего-то совсем другого, но аналогичного, можно не сомневаться — интерпретаци дыстро появятся и в архитектуре, и в других сферах.
И еще момент — ведь в «окне» между резными наличниками и современными растительно-орнаментными фасадами в России был Русский модерн, совершенно обособленное течение, имевший в своем «арсенале выразительных средств» много похожего (но не общего, т.к. нет прямой связи с современным ориентальным стилем). Кстати, и орнаментное декорирование окон в архитектуре десятилетия «Национального романтизма» присутствовало. Вполне интересно было бы поэкспериментировать и с тем и с другим в одном объекте, причем эти эксперименты оказались бы даже вполне «подфеншуйны»: нахождение баланаса между Инь и Ян, т.е. (современным) ориентальным с его фундаментальной умиротворенностью и столетним Русскомодерновым с его экспрессивной динамикой.
И Алексею: попсятинкой и совсем вырожденным маркетингом попахивает содержание сайтов строительных компаний, вылезающими при поиске «деревянные дома», да несколько популярных выставок на ту же тему, с теми же участниками. Но к этому не имеет никакого отношения настоящий и довольно однородный естественный спрос на традиционное строительство из дерева, который, так или иначе, есть. Неподалеку (буквально 6-8 км) от областного центра, где я живу, появление бревенчатых домов (даже с наличниками и ставнями типа тех, что в этой теме), за исключением попсовых сборных конструкций, вполне однородно распределено по времени за последние 20 лет, что я имею возможность наблюдать. И не зависит ни от дефицита кирпича, ни от появления пеноблоков и т.д. Т.е. и щитовые, и панельные, и «готовые деревянные», и прочие дома строятся, но спрос на «избу как она есть» остаётся, значит — это некое культурное явление. Устойчивое.

Дмитрий Мартыненко

Алексей: …никто, и я надеюсь, никогда, не станет проектировать дом для СЕБЯ с подобными традиционными Деталями. Наша конкретная, всеобъмлющая беда заключена в том, что мы стремимся уцепиться, возможно в целях осознания себя, как нации, за детали прошлого, коие не всегда достойны этого. Потому как не прошли проверку ни временем ни жизнью в современном творчестве, Вашем, кстати говоря.

Я тоже думаю что никто не будет проектировать дом ни для себя ни для кого другого прямо обращаясь и копируя образцы прошлых достижений. По-моему это очевидно? Вы наверное просто перепутали понятия. Ведь разговор идет о сохранении наследия, а не о воссоздании подобных форм в настоящем. Если кому то и захочется поэкспериментировать с декоративно-прикладным искусством рксского творчества — наздоровье, в этом нет ничего плохого, так же как и в обращении к античности или классицизму.
И мое мнение, что любые «детали прошлого» достойны нашего внимания. Это оличает профессионала от делитанта.
Давайте подчистим все музеи и выкинем оттуда Врубеля, Репина, Брюллова…, а то не дай Бог уцепимся за эти пережитки прошлого «в целях осознания себя, как нации». А можно пойти еще дальше — закопать обратно те немногочисленные архитектрурные находки что удалось археологам отрыть, что б не мозолили глаза.
Вообще есть один факт, который меня не перестает удивлять. Мы все прекрасно понимаем разницу между подлиником и подделкой в живописи, и ценим и сохраняем именно первое, но в архитектуре почему то обратная ситуация — подлиник не имеет цены, он всем мешает, за ним нет никакого ухода и он медленно но верно исчезает, а новые «формы»,которые по Вашему определение наверное «прошли проверку временем и жизнью в современном творчестве» почему то обязательно должны стоять именно на его месте.

Я думаю, что проверку временем и жизнью проходят только наше сознание, а памятники здесь ни при чем. Если людям и поколению в целом вымыли мозги напрочь, то для них все прошлое — пустой звон — оно не имеет цены только лишь потому, что это не умещается в их стерилизованих мозгах. (Алексей, не сочтите зто высказывание за личное обращение)

Алексей
Алексей
9 лет назад

И мое мнение, что любые “детали прошлого” достойны нашего внимания. Это оличает профессионала от делитанта.
Давайте подчистим все музеи и выкинем оттуда Врубеля, Репина, Брюллова…, а то не дай Бог уцепимся за эти пережитки прошлого “в целях осознания себя, как нации”. А можно пойти еще дальше – закопать обратно те немногочисленные архитектрурные находки что удалось археологам отрыть, что б не мозолили глаза.

Но по-моему, есть элементы прошлого, которые достойны уважения — такие, как открытия, научные достижения, завоевания, то же самое художественное искусство, а есть и другое. Например, лапти, балалайки, ставни те же, которые не прошли проверку временем даже в собсвенной стране и писать об этом под видом, что это мол — наша история, это по-моему, кивок в сторону масс-зрителя, в данном случае масс-посетителя. для подобных «эксклюзивов» есть, вероятно, подобные же ресурсы, сайты и пр.
я отрицательно отношусь к недокультуре, псевдокультуре и так же отрицательно отношусь в ложным высказываниям, что это нам надо. это не так.

Владимир
9 лет назад

Спасибо АВТОРУ (с большой буквы), такая сложная фольклорная архитектура, не встречалась в «сборнике». Какой колорит! А дороги, такую коллекцию у обочины не соберешь. Приходилось наверняка спец-технику подключать, чтоб выехать на «большак»?!!!

Иван
9 лет назад

Спасибо всем, кто тепло ценит нашу старину и интересуется.
Теперь наличники можно удобно и подробно разглядывать на их сайте http://Nalichniki.com
Пока городов не много, поэтому разложены вперемешку. Когда будет больше будет конечно же и привязка к областям.
Добро пожаловать.

Ivan Hafizov
Ivan Hafizov
9 лет назад
Reply to  Igors

🙂 Спасибо!

Каменчук Анна
Каменчук Анна
1 год назад
Reply to  Иван

Тема вполне современная и актуальная. Я имею родительский деревянный дом, постоянно вкладываем в него деньги. С удовольствием бы украсила бы его наличниками.
Потом, можно подростков занять, взрослых мужчин выпиливать лобзиком, занятия в социальных кружках может быть ИП.
Имею в семье два частных дома. Вся Ивановская область-это частные дома Пучеж, Юрьевец, Вичуга. Люди уже разучились инструмент в руках держать.
С другой стороны в нашей деревне в кризис 2014-2015 годов построено три (3!) дома, два деревянных.