Главная » Америка, Загородный дом, История, Архитектура, США

Дом над водопадом

11 апреля 2010 46 865 views 17 комментариев
    •          

«Дом над водопадом» («Fallingwater»), архитектор Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright). 1935-1939 гг.

«Дом над водопадом» («Fallingwater»), архитектор Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)

Откуда есть пошла современная архитектура.

Плюс видео:

Fallingwater from Cristóbal Vila on Vimeo.

Графика: Etereaestudios.com
Ещё фото и графика: Flickr.com

Основные принципы Райта

Уменьшать до минимума число необходимых частей здания и число отдельных комнат в доме, образуя целое как замкнутое пространство, подразделенное таким образом, чтобы целое было пронизано воздухом и свободно просматривалось, давая ощущение единства.

1. Связывать здание, как целое, с его участком путем придания ему горизонтальной протяженности и подчеркивания плоскостей, параллельных земле, но не занимать зданием лучшей части участка, оставляя, таким образом, эту лучшую часть для пользования ею, для функций, связанных с жизнью дома; она является продолжением горизонтальных плоскостей полов дома, выходящих за его пределы.

2. Не делать комнату коробкой, а дом — другой коробкой, для чего превращать стены в ширмы, ограждающие пространство; потолки, полы и ограждающие ширмы должны переливаться друг в друга, образуя одно общее ограждение пространства, имеющего минимум подразделений. Делать все пропорции дом более приближающимися к человеческим, конструктивное решение  с наименьшим расходом объема и наиболее соответствующее примененным материалам, а целое, таким образом, — наиболее подходящим для жизни в нем. Применять прямые линии и обтекаемые формы.

3.  Извлечь основание дома, содержащее в себе негигиеничный подвал, из земли, поместить его полностью над землей, превратив его в низкий цоколь для жилой части дома, сделав фундамент в виде низкой каменной платформы, на которой должен стоять дом.

4. Все необходимые проемы, ведущие наружу или внутрь, привести в соответствие с человеческими пропорциями и размещать их в схеме всего здания естественно – то ли в единичном виде, то ли группами. Обычно они выступают в виде прозрачных ширм вместо стен, потому что вся так называемая «архитектура» дома выражается главным образом в том, как эти проемы в стенам группируются по помещениям в качестве ограждающих ширм. Внутреннее помещение как таковое теперь приобретает существенное архитектурное выражение, и не должно быть отверстий, прорезаемых в стенах, подобно дыркам, вырезаемым в стенках коробки. «Дырявить стены — это насилие».

5. Исключить комбинирование различных материалов и, по мере возможности, стремиться к применению одного материала в постройке; не применять украшений, не вытекающих из природы материала, чтобы здание яснее выражало собою место, в котором живут, и чтобы общий характер здания четко свидетельствовал об этом. Прямые линии и геометрические формы соответствуют работе машины в строительстве, так что и интерьер естественно принимает характер машинного производства.

6. Совмещать отопление, освещение, водоснабжение со строительными конструкциями так, чтобы эти системы стали составной частью самого здания. Элементы оборудования при этом приобретают архитектурное качество: здесь также проявляется развитие идеала органической архитектуры.

7. Совмещать с элементами здания, насколько это возможно, предметы обстановки, как элементы органической архитектуры, делая их едиными со зданием и придавая им простые формы, соответствующие работе машины. Снова прямые линии и прямоугольные формы.

8. Исключить работу декоратора. Если он не привлечет на помощь стили, то уж обязательно будет применять «завитушки и цветочки».

И ещё: «заповеди» Райта, адресованные молодым архитекторам.

1. Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своём роде и в своё время.

2. Пусть никто из вас не вступает в архитектуру ради того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, если вы не любите архитектуру как живой принцип, если вы не любите её ради неё; готовьтесь быть верным ей, как матери, другу, самому себе.

3. Берегитесь архитектурных школ во всём, кроме обучения инженерному делу.

4. Идите на производство, где вы сможете видеть действия машин и механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве да тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.

5. Немедленно начните вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что вам нравится или не нравится.

6. Не считайте ничего само собою разумеющимся прекрасным или безобразным, но каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой чёрточке. Учитесь отличать любопытное от красивого.

7. Приобретите привычку анализировать, со временем способность анализа даст возможность развиться способности синтеза, которая тоже станет привычкой разума.

8. «Мыслите простыми категориями», как говаривал мой учитель, имея при этом в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.

9. Отбросьте, как отраву, американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспечённым – это значит продать своё врождённое право быть архитектором за чечевичную похлёбку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.

10. Не торопитесь заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.

11. Затем уезжайте как можно дальше от своего дома, чтобы строить свои первые здания. Врач может похоронить свои ошибки, но архитектор может только посоветовать заказчику посадить вьющиеся растения.

12. Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительный расчёт принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.

Не следует всё в жизни ставить на коммерческую ногу и именно потому, что вам довелось жить в век машин. Например, архитектура сегодня шествует по улицам продажная, так как «получить работу» стало первым принципом архитектуры. В архитектуре работа должна искать человека, а не человек работу. В искусстве работа и человек – напарники; ни один из них не может быть куплен или продан другим. А пока что, поскольку то, о чём мы говорили, является высшим и прекраснейшим родом интегральности, держите свой собственный идеал честности так высоко, чтобы самым важным в жизни помыслом вашего честолюбия было называть себя честным человеком и смотреть самому себе прямо в глаза. Держите свой идеал честности так высоко, чтобы вы сами не смогли его достичь.

[Ф.Л.Райт. «Будущее архитектуры». Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. Москва – 1960 г.]

Статья перенесена из архива блога «Частная архитектура«

Print Friendly





Комментарии.

Вы можете зарегистрироваться или авторизоваться на сайте.
  • Chumak 18 декабря 2010 at 17:17

    Поражает,насколько иррациональное,гармонично вписано в ландшафт,найдите мне архитектора способного так совместить архитектуру и ландшафт (есть конкретный участок работ)

  • Igors 18 декабря 2010 at 17:33

    Chumak,

    Роман, вы выбрали самые лучшие проекты 🙂
    По тэгу/метке “рельеф” можете ещё посмотреть варианты на сложном рельефе.

    Но у меня к вам предложение: я готов разместить ваш заказ отдельным постом, если он действительно реален, и можно будет попробовать совместно уточнить пожелания и найти архитектора, способного и готового решить эту задачу – тут таких немало.

    Если вы согласны, то выложите куда-нибудь топосъёмку или пришлите мне, я вставлю её в текст отдельного поста.

  • Victor 23 декабря 2010 at 19:49

    Кстати, я где то прочитал, что постоянный шум водопада жутко раздражал владельца этого дома…

  • Igors 23 декабря 2010 at 20:08

    Victor,

    Вполне возможно. То же самое, как жить на берегу моря не каждый сможет.

  • Архифрукт 24 декабря 2010 at 8:28

    Victor: Кстати, я где то прочитал,что постоянный шум водопада жутко раздражал владельца этого дома…    

    где то сахар по рубль двадцать

  • Дмитрий Мартыненко 24 декабря 2010 at 10:46

    А я где то читал что в этом доме проблемы с гидроизоляцией. И не надо мне минусов тыркать. 🙂

  • Архифрукт 24 декабря 2010 at 17:30

    Дмитрий Мартыненко: А я где то читал что в этом доме проблемы с гидроизоляцией. И не надо мне минусов тыркать.     

    Вода великая стихия, никто ее не преодолел, никакие супер технологии.
    Проблемы нет, а срок службы недолог в таких условиях.

  • Victor 26 декабря 2010 at 13:07

    По поводу гидроизоляции….
    Наверняка местные гастарбайтеры накосячили:)))))))

  • morning star 7 сентября 2012 at 14:50

    Какие мудрые советы!

  • александр 8 сентября 2012 at 23:27

    Нашел красивую 3D-анимацию дома над водопадом:

    • Igors 9 сентября 2012 at 0:12

      Спасибо — отлично!
      Вставил в запись.

  • morning star 8 сентября 2012 at 23:52

    Спасибо Александру!Получила удовольствие от видео и от самого «Дома над водопадом»!

  • Татьяна 17 сентября 2013 at 12:08

    Дом моей МЕЧТЫ!

  • makso72 21 сентября 2013 at 14:05

    копите Татьяна деньги, я готов построить Вам точную копию.

    • Igors 21 сентября 2013 at 15:04

      Кстати, насчёт точной копии — авторские права уже прошли ведь и каждый может строить себе такой дом?

  • makso72 23 сентября 2013 at 8:33

    я думаю и без авторских прав такой дом себе можно построить, и даже технически более совершенный! водопад к примеру можно включать и выключать.
    по крайне мере в России, вопрос за заказчиком

  • vvpavlov 23 сентября 2013 at 10:47

    да, да…еще и реки можно повернуть вспять, » по крайней мере в России»

  • Threaded commenting powered by interconnect/it code.