Современный модерн в Подмосковье





Усадьба «Модерн»: главный дом (Farmstead «Modern»: the main house) в России от Олега Карлсона.

Наша новейшая история знает множество некачественных стилизаций. Эта же, напротив – качественная, добросовестная как в целом, так и в частностях. Архитектор Олег Карлсон строит частные загородные дома, иногда – очень большие, скорее дворцы, чем дома, – усадьбы с шиком и размахом. Одна из особенностей такого заказа состоит в том, что его работы мало известны: не все заказчики готовы публиковать свои дома, и стенд на «Зодчестве» стал первым «выходом в свет» одной из новых построек Олега Карлсона, подмосковной усадьбы «Модерн», строительство которой было закончено в 2009 году. Надо сказать, что вокруг этого стенда в Манеже было как-то заметно больше зрителей, перед ним толпились, разглядывали, обсуждали, – даже со стороны было хорошо заметно, что дом вызвал неподдельный интерес коллег архитекторов.

Вторая особенность частного заказа – большинство клиентов (не то чтобы абсолютное большинство, но процентов девяносто наверняка) предпочитает исторические стили. В данном случае заказчик попросил архитектора построить дом в стиле модерн. Причина этого пожелания была не столько эстетической, сколько, скажем так, родословной: предки хозяйки (а дом строился к ее юбилею) владели, в числе прочего, домом на Волге, построенным в начале XX века в стиле модерн.

Олег Карлсон и архитекторы его бюро, построившие до этого уже много частных домов разного масштаба и стилистики, приняли поставленную задачу как своего рода профессиональный вызов и начали работу над проектом с изучения книг о модерне и его памятников, с «погружения в стиль». Объехали Европу, изучая постройки начала века; увлеклись коллекционированием и реставрацией мебели этого времени. Строго говоря, Олег Карлсон, как он и сам признается, поставил перед собой сверхзадачу совершенно самостоятельно. До некоторой степени на это решение повлияло место – дом находится в поселке, генплан которого делал Илья Уткин. Генплан не был вполне реализован, но Уткин построил два дома на одной из главных улиц поселка; «усадьба Модерн» Олега Карлсона оказалась как раз между ними. Авторитет Ильи Уткина, знаменитого «бумажника», хранителя наследия и мастера-классициста, во многом и определил «планку» – таким образом к основной «династической» мотивации заказчицы добавилась уже чисто творческая задача: проникнуться принципами построения архитектуры модерна и сделать качественную, достоверную стилизацию. Тем интереснее рассматривать то, что получилось.

В точности повторить какой-либо образец стиля модерн начала XX века архитектор, конечно же, не мог. Прежде всего по самой банальной причине: стилизация стилизацией, а дом должен быть современным и предоставлять своим обитателям значительную часть благ современной цивилизации: гаражи на несколько машин, в том числе для обсуживающего персонала и охраны, бассейн внутри дома (к нему мы еще вернемся). Из особенных удобств назовем одно: между домом охраны и главным домом устроен подземный переход, для того, чтобы в непогоду хозяева могли выйти из машины и войти в дом, не намокнув от дождя («не попасть под камни с неба» – шутливо поясняет архитектор). Кроме того, масштаб и размер дома тоже вполне современен, а вовсе не апеллирует, как можно было бы подумать, к историческим дворцам: «дом-двухтысячник» (площадь главного дома «усадьбы Модерн» – 1700 метров) стал за последние 10 лет своеобразным эталоном богатого подмосковного дома. Однако в эпоху модерна типология дворца совершенно не сложилась – дворцы остались в XIX веке, возродившись позднее, в 1910-е, но уже в стилистике неоклассики. Модерн строил: вокзалы, пассажи, многоэтажные доходные дома, а в качестве частного жилья – деревянные пригородные дачи и каменные городские особняки. Поэтому даже словосочетание «усадьба Модерн» звучит несколько неожиданно: в начале XX века усадьбы с их вишневыми садами и модерн с его дачами, для размещения которых вырубали эти самые сады, были скорее антагонистами. Словом, типологию загородного дворца в стиле модерн архитекторам пришлось во многом изобрести…

Читать текст полностью здесь.

По теме: Современное русское барокко

Название: Усадьба «Модерн»: главный дом (Farmstead «Modern»: the main house)
Расположение: Жуковка, Московская область, Россия
Архитектура: Олег Карлсон, АСБ Карлсон & К, Куликов А.Ю., Лукманов М.Ш., Кармановский Д.А., Ильин С.А., Художник Оринянский П.А.
Строительство: 2009
Общая площадь (главный дом): 1700 м2
Текст: Юлия Тарабарина
Источник: Агентство Архитектурных Новостей

5 2 votes
Рейтинг статьи




Subscribe
Уведомить
guest

62 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Игорь Симаченко
Игорь Симаченко
13 лет назад

Качественно? Да! Добротно? Конечно. Однако об этой архитектуре сказано уже много, развенчано, восстановлено из пепла и вновь погребено! Стоит ли материал публикации в этом(!) блоге?

Sufiskiff
Sufiskiff
13 лет назад

Если мне когда-нибудь захочется устроить большой красивый костёр, обязательно позвоню товарищу Карлсону — закажу проектик (всех своих предков перечислю, чтоб дом вышел ого-го какой!), сяду на безопасном расстоянии, рядом будут стоять огромные колонки, врублю Led Zeppelin «When The Levee Breaks» и буду наслаждаться действием!) мммм…..красота….)))) Пожарных тушить не пущу — только смотреть)
А пока начинаю копить ценную бумагу)

Sufiskiff
Sufiskiff
13 лет назад

Для корректности добавлю, что к архитектору не имею намерения плохо относиться, к стилю модерн тем более (лучшие его проявления вообще очень нравятся), всё вышеописанное вызвано желанием наблюдать красоту)

Карлсон Олег
13 лет назад

Да , Игорь, это не «формат.» Но почему-то никто не видит, что это- современный дом- с хорошим пространством, грамотно решенной планировкой, удалось наконец-то сделать бассейн в интерьере дома. И потом -это УСАДЬБА с шестью постройками. Объект строился и проектировался 5 лет нашими строителями, мастерами и художниками. Конечно многое не получилось- сейчас сделал бы лучше по другому. К сожалению не любовь к алигархам передаётся и на «обслуживающий» персонал » продажных девок империализма»-архитекторов, которые работают в стилях, которые нам заказывают. Архитектор должен пладеть ремеслом и проектировать в любом стиле и не замыкаться на классике или проектированием совремённой арх. тупо копируя западные проекты… Read more »

Заказчик
Заказчик
13 лет назад

Олег, мне интересно, а вы с заказчиком данного проекта обсуждали варианты стилей. Пробовали просвещать?

Карлсон Олег
13 лет назад

Уважаемый заказчик у меня и в мыслях не было переубеждать заказчика – построить дом в стилистике модерна -была моя голубая мечта. Тут всё совпало. В стилях заказчики прекрасно разбираются, просвещать их смешно-они сами кого угодно просветят- у них прекрасное академическое образование. У нас было 5 лет СОВМЕСТНОГО!!! творчества.

Игорь Симаченко
Игорь Симаченко
13 лет назад

Да, верно. Просто тонкая грань тогда отделяет архитектора от падшей женщины.

ivan
ivan
13 лет назад

Нет нужды спорить о художественных достоинствах объекта, построенного в представленном стиле и о позиции архитектора «чаво изволитес?». Удивляет другое — непреходящее пристрастие нуворишей к подобному стилю. Чем это вызвано? Советское детство в Южном Бутово и желание попасть «из грязи в князи»? Хорошо бы им быть до конца последовательными и отказаться от благ современной цивилизации — ездить в каретах и носить фраки и платья с кринолинами. Ей-богу, какой-то мусор в головах. Имеешь лишние бабки — купи себе аутентичный замок в Альпах и радуйся. Зачем новодел плодить? Кстати, калифорнийский стиль вполне благополучно существует в скандинавских странах в сходном с российским климате. Главное,… Read more »

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  ivan

Дорогой Иван, откуда у Вас такая большевистская ненависть к моим заказчикам? У них прекрасное образование- они закончили технические ВУЗы есть и гуманитарии со степенями!!! Они оъездили всю страну и весь мир. У них со вкусом и с головой всё в порядке. Они создали тысячи и тысячи рабочих мест. С ними интересно общаться и у них многому можно научиться! В их детстве ещё не было Южного Бутово-были Черёмушки. И почему у Вас дорогой Иван такое неуважение к жителям Южного Бутово? Благодаря «мусору в головах» у моих заказков есть дома в Англии, Италии, Франции, Испании-далее по списку. Слава Богу они не боятся… Read more »

Джонни
Джонни
13 лет назад

Тягу к усадьбам не смогли искоренить коммунисты за 75 лет. 🙂 Даже больше, тягу к усадебной жизни. Она изредка проглядывается при общении с людьми. Судя по всему, являясь частью истории России, усадьба пустила глубокие корни в душах. А люди стремяться к корням. Не вижу в том ничего плохого. Мы же потеряли основу, пока строили коммунизм и далее перестраивали страну. Ещё хорошо, что у кого-то есть хоть ощущение корней. Повезло тем, кто живёт в домах предков, как, например, часть людей в Петербурге. Заказчик проекта захотел жить в исторически обоснованной для него обстановке. Что ж, выбор адекватен. По психологическим и финансовым параметрам.… Read more »

Eva
13 лет назад

Art Deco всегда хорошo смотрется.

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  Eva

Ева, мы пытались построить дом в стилистике» русского модерна». «Виллу Art Deco» будет готова через пару лет, если конечно Ivan и Sufiskiff её не сожгут! Спосибо, Ева, за добрые слова.

Карлсон Олег
13 лет назад

Заказчик 24 апреля 2011 at 11:58 . Уважаемый заказчик у меня и в мыслях не было переубеждать заказчика — построить дом в стилистике модерна -была моя голубая мечта. Тут всё совпало. В стилях заказчики прекрасно разбираются, просвещать их смешно-они сами кого угодно просветят- у них прекрасное академическое образование. У нас было 5 лет СОВМЕСТНОГО!!! творчества.

Заказчик
Заказчик
13 лет назад

В стилях ЗАКАЗЧИКИ ПРЕКРАСНО РАЗБИРАЮТСЯ?.. 🙂 А вот они сами просветят кого угодно — это знакомо. Это точно подмечено.

Евгений
13 лет назад

«Архитектор должен пладеть ремеслом и проектировать в любом стиле…»
Позиция Олега Карлосона, мне близка, и я думаю достаточна актуальна для РФ.

Евгений
13 лет назад

За объект Олег Вам спасибо! Выполнено все на крайне высоком уровне.И интерьер и экстерьер. И проектные решения и воплощение.Как это было бы сделано во времена Шехтеля.Умение одинаково качественно работать в разных стилистиках наглядно демонстрирует потенциал мастерской. Искал к чему бы придраться,где найти прокол-ну какая нибудь мелочь -ограждение,светильник. Нет- все так отрисовано,что не подкопаешься. Насчет права существования данной стилистики разговоры спорные во временном понятии разница между модерном и конструктивизмом десять лет. Тем более на западе в отличном от социалистического строе мы получили сплав этих стилей ар-деко.Так почему же нет? Теория Олега о нехватке дворцов и усадьб хороша. Сколько было разрушено за… Read more »

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  Евгений

Спосибо, Евгений,- до Шехтеля нам идти и идти-там совершенство! Уровень мастерства Шехтеля и уровень развития ремёсел тогда и сейчас не сопоставим! С уважением Олег.

Евгений
13 лет назад

Уважаемый Олег!В форме для написания комментариев заполните графу вебсайт и имя Ваше станет активно,кликнув на него можно будет прямиком попасть на Ваш сайт и оценить остальные работы.

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  Евгений

Сайта пока нет- приезжайте к нам гости в посёлок «Художников»(«Сокол»)-покажу два наших классных дома не в модерне живьём! Жду в гости.

Карлсон Олег
13 лет назад

Тогда вот так!

Евгений
13 лет назад

Предыдущий пост написал я.
Олег за предложение спасибо!Не премину воспользоваться.

Елена
Елена
13 лет назад

Мы проектируем и строим для людей, которые будут жить в этих пространствах. А не всем по душе современная, локоничная, скупая на декор архитектура. Объкт просто «АХ». Проделанная работа матерской Олега просто поражает. Есть чему поучиться…

Jevgenij
Jevgenij
13 лет назад

Полностью согласен с коллегами что вилла спроектирована и построеннна великолепно .Вот только чувство какой то фальшивоси все равно не покидает. Видна какая то болезненная реакция на тему «Графьев-Князьев» которую ни чем не вывести)))

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  Jevgenij

Посыл проекта не «Графья-Князья», а возрождение капитализма в России- возрождение нового-старого класса буржуазии, среднего класса. И тогда и сейчас- начало века. Только многое утеряно! Опять большевистский подход к архитектуре-«Кто там шагает правой!?-Левой, Левой!!!»А я не хочу скакать на одной левой- я хожу на двух ногах!

Jevgenij
Jevgenij
13 лет назад

И теи больнее становится когда видишь разрушающуюся усадьбу в Ляличах ( в районе г Брянска)
Это одно из лучших творений Кваренги. Вот где настоящая история, до которой нет ни кому ни кагого дела((((

Jevgenij
Jevgenij
13 лет назад

Дело не в коммунизме-капитализме, а каком то вымороченном понятии а-ля возрождения России… Реанимировать пошедшую эпоху, это как делать зомби …А если уж настоение есть возрождать Россию, то для начала, было бы неплохо хороших дворников-садовников нанять и хотя бы приемлемую чистоту в городах навести… И не обязательно кивать на государство. Можно и за частные деньги)))
А если уж совсем в «аистократию»потянуло,то можно выкупить и сделать научную реставрацию реальной старинной усадьбы…

Евгений
13 лет назад
Reply to  Jevgenij

Хочу сказать, что понятие возрождения у каждого свое.И что-то кому-то советовать мы не в праве.Почему люди построившие себе усадьбу не могут так возрождать государство?Как Вы конкретно этим занимаетесь?

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  Jevgenij

Нужно с себя начинать- хочеш кофе в постель-спустись на кухню, приготовь кофе и пей его в своей постели. Захотел архитектор Николай Белоусов строить красивые деревянные дома-создал производство и строит по своим проектам из своего материала силами своих рабочих прекрасные дома!

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  Jevgenij

Профессия архитектора и режиссёра театрального сопоставимы. Если меня просят поставить «Вишнёвый сад»-то я решаю сценографию спектакля в стилистике Серебряного века, а не в стилистике «Оперы нищих» Б.Брехта. «Реанимирован» образ жизни- по прошествии времени дом тёплый, уютный, хлебосольный, гостеприимный, не пафосный- впрочем это уже заслуга хозяйки дома.

Jevgenij
Jevgenij
13 лет назад

А вообще, какое отношение имеет эта усадьба к возрождению государства… Это частная заморочка))))

Евгений
13 лет назад

Мое личное мнение-то что Заказчик построил данный объект здесь,дал работу многим людям,в первую очередь к примеру архитекторам,и еще массе людей напрямую или косвенно участвующих в проекте.Оплатил этот труд.Сделал наверняка из никчемного в архитектурном плане участка-как минимум местную достопримечательность.А я искренне считаю что это заметный и качественный объект.Хотя вполне возможно и за таким забором что его не видно совсем.Он построил это в РФ, хотя предположу гораздо дешевле и спокойней было это сделать наверное в Хорватии.Я понимаю что можно привести массу обратных аргументов и спор будет бесконечным,но я считаю так как считаю.Архитектура-это одна из составляющих культуры,и создавая такой объект,да любой качественный объект… Read more »

Карлсон Олег
13 лет назад
Reply to  Евгений

Евгений, забор у усадьбы кованный- прозрачный, слева и справа от усадьбы потрясные дома по проекту Ильи Уткина. Мы сделали красивую улицу. Люди действительно ходят смотреть местную достопримечательность. В девяностые мы строили дом в поселке «сокол»- в стилистике посёлка, заказчица полностью положилась на нас «Стройте, как считаете нужным!- только забор не делайте глухим-я хочу чтобы дом принадлежал городу!» Кругом уже стояли заборы по 3-4 метра. Такие дела.

Евгений
13 лет назад

Ну вот даже здесь Заказчик молодец!