Минимализм мертв?





Визуальную эстетику последних десятилетий можно определить как проектирование с принципами «ничто». Будь то через искусство, образ жизни, моду, промышленный или интерьерный дизайн, существует предполагаемая необходимость сводить вещи к абсолютному минимуму, продвигая всемирно любимую, но и сильно критикуемую тенденцию минимализма. Минимализм — это идея сведения чего-либо к необходимым элементам, но кто решает, что необходимо, а кто решает, что слишком? Учитывая эти вопросы, в сочетании с радикальными изменениями в потребительстве и образе жизни людей, увиденном в последние годы, текущие тенденции показали, что минимализм может остаться, но с изюминкой.

Минимализм мертв?

Минимализм — это художественное движение, которое начало формироваться после Второй мировой войны, как полагают, как реакция на модернизм и абстрактный экспрессионизм того времени. Художники хотели отойти от эмоциональных и экспрессивных характеристик этих жанров, которые казались отвлечением от самого искусства, создавая то, что они считали «чистейшей формой красоты«. Термин «минимализм», широко распространенный в изобразительном искусстве, музыке и промышленном дизайне 1960-х годов, часто относился ко всему, что лишено сути, отбрасывая любые украшения. Художники и скульпторы, такие как Фрэнк Стелла (Frank Stella), Роберт Моррис (Robert Morris), Дональд Джадд (Donald Judd) и Карл Андре (Carl Andre), и это лишь некоторые из них, начали двигаться в сторону геометрической абстракции и исследовать её с помощью различных средств. По ту сторону Атлантики европейский подход к минимализму был замечен в работах художников, связанных с Баухаусом, движением Де Стиль и русским конструктивистским движением.

Минимализм мертв?

В архитектуре минимализм описывает пространство или структуру, сведенную к своим основным элементам. Движение стало популярным в конце 1980-х годов между Лондоном и Нью-Йорком, когда владельцы модных бутиков попросили архитекторов спроектировать пустые пространства, которые использовали бы белые поверхности, холодное освещение и ничем не загроможденные пустоты с минимальным количеством предметов и мебели, чтобы сосредоточить все внимание на одежде. Считается, что вдохновение для минимализма пришло из философии дзен традиционного японского дизайна, Баухауса и движения De Stijl. Другие утверждают, что минимализм также был ответом на рост индустриализации и плотной городской жизни, выступая в качестве противоядия от суеты и шума большого города.

Одной из ключевых фраз для описания этого архитектурного стиля является «меньше значит больше», сказанная знаменитым архитектором Людвигом Мис ван дер Роэ. Использование De Stijl абстракции и простоты в сочетании с использованием промышленных материалов и сокращенных форм в Bauhaus определяют минималистскую архитектуру. Поиск ценности в простых формах природы также имеет решающее значение для минималистского движения. Сводя дизайн к его основным элементам и сосредотачиваясь на форме, свете, пространстве и материалах, минималистская архитектура способна достичь гармонии через простоту, объединяя природу и внутреннее пространство для достижения баланса между рукотворным и окружающей средой, как это видно, например, во многих проектах Тадао Андо (Tadao Ando). Это не означает, что пространство спроектировано полностью без орнамента, но что все элементы и детали пространства уменьшены до такой степени, что ничего нельзя удалить дополнительно, чтобы улучшить дизайн.

Минимализм мертв?

В начале 21-го века минимализм был повсюду — настолько, что он стал желаемым и роскошным образом жизни. Интерьеры отличались гладким дизайном и чистыми линиями, чтобы передать ощущение вневременной простоты и шикарного вкуса. Поверхности были полностью свободны от беспорядка, приоритет отдавался организации и чистоте. Белые и нейтральные цвета использовались в качестве основы, но дополнялись различными тонами и текстурами, чтобы добавить немного характера. Черпая вдохновение в скандинавском дизайне, архитекторы сочетали натуральные отделки, такие как дерево и камень, с простыми геометрическими формами, монохромной цветовой палитрой и функциональными элементами. Вскоре после этого минимализм стал глобальной дисциплиной жизни большего с меньшим — «в потребительской культуре минимализм всегда был в некоторой степени причудливой уловкой».

Хотя минималистичный дизайн был чрезвычайно популярен среди дизайнеров, его всегда жестко критиковали за то, что он был слишком холодным и «бездушным». Многие использовали минимализм как способ отключиться от хаоса внешнего мира и войти в состояние спокойствия и безмятежности, как только они вошли в свой дом, другие, однако, не чувствовали никакой эмоциональной привязанности к стилю, и он не отражал их яркую и громкую индивидуальность. Но к концу лета 2020 года мир, наконец, начал видеть этот большой сдвиг в «эстетическом путешествии» людей, склоняющихся к естественным, ярким и эклектичным интерьерам, «где комнаты могут быть наполнены цветом, причудами и предметами, которые не сочетаются, и в этом суть».

Очевидно, что стиль постоянно меняется, и новые/переработанные тенденции часто появляются каждый год, но пандемия считается одним из ключевых факторов этих изменений. После нескольких месяцев карантина неудивительно, что люди почувствовали желание добавить более тёплые тона в свою цветовую палитру и привнести немного энергии в пространство. Жить в чёрно-белом цвете больше не было желательно, люди хотели растения, текстуры, принты и аксессуары, которые отражали бы их индивидуальность. Это привело к появлению таких стилей, как Japandi и Organic Modernism, которые заимствовали стилистические элементы из японского и скандинавского дизайна и дополняли их естественными особенностями и материалами, добавляя жизни монотонному дизайну. Дизайнеры также начали заимствовать элементы дизайна из других стран, такие как цветовые палитры, узоры и местные аксессуары, превращая свои пространства в мини-убежища.

Более преувеличенный ответ на минимализм — максимализм, популярность которого также возросла за последние пару лет. Максимализм часто рассматривается как подсознательная, социально-культурная реакция на исторические политические последствия минимализма, реакция на противоречивые комментарии австрийского архитектора Адольфа Лооса (Adolf Loos) относительно украшений и их связи с «неконтролируемой эротикой, преступной деятельностью и крестьянством», например. Сегодня, с ростом индивидуализма, инклюзивности и отрицанием статус-кво, максималистские дома являются представлением того, что находится внутри мозга владельца дома, мест, которые он посетил, их культуры и наследия, а также их интересов — это «выразительное, связующее человечество — намеренный горячий беспорядок», который прославляет экспрессионизм, личный вкус и принятие того, кем люди являются и откуда они родом.

Текст: Дима Стоухи (Dima Stouhi)
Перевод: Частная Архитектура

5 1 vote
Рейтинг статьи




Subscribe
Уведомить
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments