Главная » Европа, Загородный дом, Архитектура, Россия

Импровизация в рамках палладианства

22 ноября 2012 3 075 views 9 комментариев
    •          

Дом в посёлке Гринфилд (House in Greenfield) в России от АСБ Карлсон & К.

Представляем проект «английского дома» – дворца, построенного Олегом Карлсоном для заказчика в Подмосковье. Его фасады, тщательно стилизующие образ британского загородного дворца, скрывают за собой сложное и эффектно интригующее многоярусное пространство.

Центральная часть дома – крупный двухэтажный объем, увенчанный четырехскатной кровлей с высокими скатами. Перед двумя главными фасадами, обращенными к улице и к лесу, выступает двухъярусный портик-лоджия, вынесенный глубоко вперед и поэтому очень просторный; летом он станет полной свежего воздуха затененной террасой, а зимой укроет и от снега тоже. От торцов главного дома ответвляются крылья – переходы, ведущие к двум домикам-«флигелям», тоже двухэтажным, но высотой поменьше и несколько более камерной архитектуры: в них меньше стен и больше окон, нет портиков, но зато появляются полукруглые экседры – формы, способные придать пространству внутри и фасадам снаружи легкость классицизированной элегантности.

При первом взгляде на главный дома с флигелями и переходами ансамбль кажется симметричным. Но это не так. Один из двух флигелей вытянут поперечно главной продольной оси, и неспроста: в нем помещен бассейн, необходимый атрибут любого подмосковного дворца. Это «дом для воды», по современному спа, а человек, интересующийся античностью (что в такой классической обстановке было бы логично) назвал бы его миниатюрным вариантом римских терм, тем более что здесь предусмотрено два бассейна: круглый теплый, под куполом и окруженный восемью колоннами – прямо-таки настоящий античный кальдарий, и длинный прямоугольный с холодный водой, бассейн для плавания. Над круглым бассейном и в торце длинного возвышаются больше ниши (те самые упомянутые раньше экседры), которые придают пространству классическое благородство и лоск, превращая его из банального «спа» или «бани» в миниатюрное подобие терм. Эффекту способствует скульптура, которую планируется поставить в одной из ниш.

Таких классических «экскурсов» в доме несколько; из них особенно примечательна подземная ротонда в цокольном этаже. Она окружена арочной колоннадой, а пол первого этажа над ней прорезан большим круглым отверстием, окруженным балюстрадой. Входя через парадный портик, гость обнаруживает это отверстие справа, и, облокотившись на балюстраду, может заглянуть в полуподземный мир, обнаружить там арки, колонны и статую – эффект, сравнимый с обнаружением крипты в соборе или древнего подвала, раскопанного и законсервированного археологами в музее. Это театральный прием, призванный сделать пространство парадной части дворца интересным и увлекательным.

Выше, прямо над отверстием «ротонды», в потолке первого (или же, если посмотреть сверху, в полу второго) этажа имеется еще одно, точно такое же круглое отверстие с балюстрадой. Через него тоже можно посмотреть вниз, увидев подземные колонны в перспективе уже двух оккулюсов, – это должно быть еще более занимательно. Рядом в полу второго этажа, прямо посередине зала расположен еще один «колодец» – окно вниз. И наконец, выше, в потолке второго этажа, также имеется проем, на этот раз большой и протяженный, в форме сглаженной восьмерки – собственно, самый верхний ярус здесь превращен в балкон, обходящий по периметру главные залы. Еще выше – стеклянный потолок, который превращает все это пространство в разновидность атриума, застекленного двора.

Таким образом между четырьмя ярусами парадной части дома возникают многократные вертикальные связи. Пространство буквально «прошито» воздушными колодцами – на этом основана вся интрига. Гости (и хозяева) могут не только бродить взад-вперед, но и заглядывать вверх и вниз, встречаясь там с другими взглядами. Вспоминается живопись барокко, маньеризма, но прежде всего, конечно же, окулюс, нарисованный Андреа Мантеньей в камере Дельи Спози. Там на потолке изображено круглое отверстие, над ним облака, а за ограждение вниз заглядывают любопытные лица. В подмосковном дворце эта сценка не нарисована, а подразумевается, разыгрывается архитектурными средствами.

Но главное впечатление производит лестница, ведущая с первого этажа на второй. Вниз спускается один центральный марш, наверх поднимается два. Это настоящая парадная лестница, по такой в современном кино про английскую аристократию спускаются красавицы-Золушки и королевы.

Упоминание об англичанах не случайно: дом выстроен в английском стиле. За последние 10 лет Англия как-то незаметно превратилась в эталон хорошей жизни, поэтому неудивительно, что стилизации ее архитектуры становятся все более популярны среди российских заказчиков. Однако сделать узнаваемый англоманский дом не так уж и просто. Английская архитектура хотя и узнаваема, но разнообразна. Если взять, к примеру, английское палладианство (самое раннее строгое палладианство в мире, чем гордятся британские историки), то оно, в сущности, очень похоже на более позднее русское палладианство XVIII века. К тому же уже в конце XVIII века у нас были англоманы; ректор МАрхИ Дмитрий Олегович Швидковский об этом целую книгу написал. Проще говоря, если мы возьмем русский усадебный дом с колоннами, то в Англии вполне может отыскаться похожий. Что же отвечает за узнавание?

Читать полностью здесь.

Название: Дом в посёлке Гринфилд (House in Greenfield)
Расположение: Гринфилд, Московская область, Россия
Архитектура: Карлсон О.А., Куликов А.Ю., Кармановский Д.А., Уварова С.В., Лукманов М.Ш., АСБ Карлсон & К
Проектирование: 2007-2009
Текст: Юлия Тарабарина
Источник: Агентство Архитектурных Новостей





9
Отправить ответ

avatar
6 Comment threads
3 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
7 Comment authors
nola_byjevgenijmakso72Илья Recent comment authors
  Subscribe  
Уведомить
SirCubo
Гость

При аналогичных финансовых затратах можно было построить куда более привлекательный,красивый и стильный дом. Строить сейчас подобные дворцы считаю моветон и уныние. Как показатель хорошего вкуса использование взглядов времен античности в современной архитектуре нынче не приемлемо. У Африканских коллег из SAOTA получается намного лучше. Можно конечно было бы сказать «хозяин барин» — но как то грустно что ли.(

Участник

Вы стесняетесь писать глупость под собственным именем? Обычно такие тексты пишут люди, которые ничего не построили или руки растут из жопы.

Илья
Гость
Илья

Ну вы вот не стесняетесь — честь вам и хвала. А вообще, странно и некрасиво выглядит со стороны архитектора (если это ваше настоящее имя) так мелко хамить в коментариях. И доводы эти… Я вот три симфонии написал, так что теперь вы будете слушать то что я вам скажу и вам не может не нравиться мой выбор пока вы сами хотя бы одну симфонию не напишите. Так, вроде, получается? А если по делу, то очень интересно как вся эта «палладианская» красота делалась, т.к. работа скульпторов с лепниной и отделкой просто колоссального объёма должна быть. А ежели это делалось «фабрично-литьевым» способом, то… Read more »

Lada
Гость
Lada

а у колонн,помимо прочего, ещё существует энтазис…

Makso72
Участник
Makso72

а по моему и без курватуры и энтазиса сделанно очень круто. Карлсон — молодец!

jevgenij
Гость
jevgenij

Полностью согласен с SirCubo.
Затраты труда и материалов огромные. Проектировать такие здания тоже весьма трудно. Но как то таким пессимизмом веет от назойливых стремлений заказчиков имитировать давно ушедшую жизнь. Неужели никакой надежды на будущее?…
Функционально это скорее мини VIP SPA
Пластика и детали фасада необязательно имитировать под старину, есть много зданий с современным осмыслением деталей.

Makso72
Участник
Makso72

в современных зданиях, из деталей, только дверные ручки и остались

jevgenij
Гость
jevgenij

Вот отличный пример детальности высочайшего уровня
http://www.studio-kd.com/pages/28/92/?ps_page=2&ps_pages=3

nola_by
Гость
nola_by

Взять бы да треснуть этой колонной по башке и автору и хозяину и всякой челяди которая там околачивается.